Лекция Религия. Богословие. Религиоведение Историки свидетельствуют о сотнях «мертвых»



страница1/27
Дата09.07.2018
Размер3.59 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Лекции по дисциплине Религиоведение.

Лекция 1. Религия. Богословие. Религиоведение

Историки свидетельствуют о сотнях «мертвых», ушедших в прошлое и забытых религий у исчезнувших племен и народов. У современных этносов исследователи насчитывают более пяти тысяч «живых» религий. Это, прежде всего, три мировые религии (наднациональные и особенно крупные) ― буддизм, христианство и ислам. Затем ― ряд национальных религий: иудаизм у евреев, синтоизм у японцев, индуизм у индусов и другие. И, кроме того, великое множество других религий у народов, еще не сложившихся в нации, а то и ведущих племенной образ жизни. К тому же сегодня едва ли не повседневно в разных странах мира возникают и некие новые религии как в лоне уже существующих исповеданий, так и самобытно. Нет и, по всей видимости, никогда не было в истории народов мира этносов, не имеющих религии. Но в то же время, как полагает большинство ученых, никогда не было в прошлом и вряд ли сложится в будущем единая для всех народов религия.

Несмотря на различия множества конкретных религиозных исповеданий (конфессий), все же можно выделить нечто единое и существенное в каждом из них, а следовательно, судить и рассуждать о религии как о широком научном понятии (категории). Таковое уже давно вошло в лексикон множества гуманитарных наук. Правда, это собирательное понятие, по словам Л.Н. Митрохина, «оказывается весьма расплывчатым, изменчивым, поскольку многие исторические религии существенно различаются между собой… Все эти сложности ощущаются уже в философских и религиоведческих исследованиях, свидетельством чего является множество различных дефиниций религии, которые предлагаются отдельными авторами»1.

Религия, как известно, пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия и духовного мира. Несмотря на нечеткость ее внешних границ, религия все же особая и во многом автономная страна духовного мира. Главный ее признак — вера в сверхъестественные силы и существа и поклонение им. Рассмотрим этот отличительный признак, обязательно присущий лю- бой — древней или современной ― религии. Выделяя особую значимость веры для религии, ее приверженцев обычно так и именуют верующими. Однако не всякая вера религиозна. Вполне правомерно говорить и о наличии светской (нерелигиозной) веры. Вера — это признание за достоверность какой-либо информации без ее перепроверки. Психологические основания веры будут рассмотрены нами в одной из следующих лекций. Здесь же укажем лишь на основные различия светской и религиозной веры.

Светская вера четко разделяет естественные и сверхъестественные персонажи и события. Естественные персонажи и события ― то есть не выдуманные, но объективные, реальные, постигаемые чувством и разумом, действительно существующие и подчиненные природным закономерностям. Сверхъестественные персонажи и события ― то есть фантастические, субъективные, в реальности не существующие, не постигаемые (или не вполне постигаемые) чувством и разумом, нарушающие природные закономерности (чудесные персонажи и события). Понятиесверхъестественного в некоторых культурах четко не отрефлексировано. Но своим смыслом понятие бытийствует и в них: в сказаниях и «священных книгах» этих культур хотя и обыденно, но все же фигурируют небывалые, мифические, сверхъестественные, фантастические персонажи и события, не подчиненные естественным порядкам и законам, но все же воспринимаемые на веру как персонажи и события реальности.

Светская вера исходит из признания обязательной природной причинности всех действительных событий и допускает, по возможности, их перепроверку в соответствии с правилами логики и данными практики. Такова, например, вера в истинность установленных наукой законов природы. Такова вера-доверие к экспериментально проверенным сведениям авторитетных ученых, к заключениям ведущих экспертов, к извещениям надежных источников информации. Такова и вера в порядочность достойных людей в своем окружении и т.д. Иными словами, светская вера преимущественно привязана к конкретно-реальным сообщениям, лицам и событиям.

Человек светский принимает ту или иную информацию на веру по своей воле, иногда сомневаясь и критикуя ее. В повседневной жизни человек верующий, разумеется, тоже обладает такой верой-доверием. Иное дело в делах религиозных. Здесь свобода верующего ограничена, хотя сам он не всегда это осознает. К тому же религиозная вера исходит из признания реальности сверхъестественных, надприродных, чудесных (нарушающих естественные закономерности), не постигаемых чувствами и разумом событий. Религиозная вера категорически требует обязательного, не допускающего сомнения и критики, принятия догм своей конфессии. Обычно круг подобных догм четко определен (таков, например, «символ веры» в христианстве). Они признаются святынями, неприкасаемыми, особенно оберегаемыми. Священное в религиозной вере — это не просто возвышенное над мирским, профанным. Священное ― это особенно чтимое и обязательно сплавленное со сверхъестественным, сакральным, мистическим, божественным. Вольное или невольное сомнение относительно таких священных догм (как и текстов «священных книг», решений Вселенских соборов, писаний «отцов Церкви») считается тяжким грехом.

Религиозную веру принято отличать от суеверий — распространенных предрассудков и заблуждений, закрепившихся в некоторых обычаях, приметах, суждениях. Отдельные суеверия (например, заговоры, гадания, какие-то приметы) сложились еще в язычестве. Другие, более поздние суеверия представляют собой наивные (подчас, очевидно нелепые) поверья непросвещенного сознания, решительно отвергаемые наукой и практикой. Еще более поздние суеверия — утонченные, наукообразные, а потому внешне прав- доподобные измышления новейшего времени, рассчитанные на легковерных

искателей «эзотерических тайн». Служители Церкви и богословы резко отвергают и осуждают все эти виды суеверий.

Религиозная вера непременно связана с признанием чудес, поклонением святыням, Богу и/или божествам. Религиозное поклонение — это не просто выражение глубокого уважения (почтения, пиэтета)Оно несравнимо с обычным уважением по отношению к авторитетному человеку, с почтением в отношении ценностей культуры и т.п. Религиозное поклонение ― это сакральное благоговение, выражение мистического преклонения перед священным. Как правило, поклонение Богу сопровождается поклонением и его посредникам, пророкам, благовестникам, посланникам, а также и жрецам, наделенным божественной благодатью (харизмой). Поклонение божествам изливается в форме благочестивого преклонения перед ними, служения им при помощи особых, исповеданиями установленных сакральных действ-ритуалов. В некоторых исповеданиях таких действ довольно много, и они насыщены сложными деталями. В исламе же всего пять важнейших ритуалов («столпов»), довольно несложных по обрядовому исполнению. Религиозная вера и действа-ритуалы составляют органическое единство. Без этого двустороннего единства — веры и поклонения — не может быть религии.

Итак, не каждая вера и не любое поклонение образуют религию. Ее отличительный признак (единство веры в сверхъестественное и ритуальное поклонение ему) даже внешне отграничивает религию от похожих на нее светских феноменов. Но религия обладает и глубоким духовным своеобразием, еще более отличающим ее от внешне сходных феноменов. Это своеобразие заключено в ее строении, структуре. Выделим четыре главных компонента религиозной структуры.

1. Верования. Специфичные для каждой из религий, они составляют их духовное ядро. Все остальное в них — овеществление этого духовного, идеального начала. Несмотря на своеобразие верований разных религий, в них несложно выделить несомненную схожесть. Едина их мировоззренческая основа и очень близки между собой формы бытования. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах, иногда неопределенно-безличных, но чаще имеющих свое лицо, характер, специфическое назначение. Изредка чудовищных и звероподобных, чаще — человекоподобных.

Древнейшие верования еще не знают божеств. Для большинства более поздних верований характерно многобожие (политеизм). Но некоторые, особенно развитые религии, уже отличает единобожие (монотеизм). Бог в них выступает как верховное, над миром возвышающееся существо, как творец и управитель мироздания. Идея Бога (или божеств) составляет само средоточие верований. «Священные книги» считаются божественными по своему происхождению. В них содержатся повествования о Боге (божествах), чудесах, пророчествах, а также те напутствия и указания, которые закрепляются верованиями в качестве догм и канонов.

Многие верования опираются также на истолкования «священных книг» авторитетными, особенно почитаемыми подвижниками и служителями церкви. Вероучительные представления и взгляды осмысливаются и систематизируются в богословских трудах. Таковые по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии. Эти представления и взгляды (особенно в богословской интерпретации) образуют сравнительно целостное и последовательное религиозное мировоззрение, в том числе ту особую картину мира, которая, словно призма, преломляет события действительности и наделяет эти события магическим ореолом, божественным нимбом. Миропонимание и мироощущение верующих во многом обусловлены видением и восприятием окружающего мира сквозь эту привычную для них призму. Вот почему неверующему человеку трудно понять своеобразие мировосприятия и духовность верующих сограждан: оно пребывает словно бы в другом, не знакомом неверующему, мистическом измерении.

Верования пронизывают осознаваемую и неосознаваемую сферы духовного мира религиозного человека, отражаются в его потребностях, интересах и привычках. В первую очередь, в потребности служения Богу. Богословы утверждают, что более всего она порождена якобы извечным влечением каждого человека в служении кому-либо. Это утверждение спорно. Свободному человеку это влечение отнюдь не присуще. А немалое число людей и вовсе не прочь, что бы служили им. Служение Богу становится у верующего потребностью именно благодаря его верованиям.

2. Религию также отличает своеобразие поведения и отношений ее приверженцев. Вероисповедные мотивы направляют многие поступки и обусловливают связи (контакты) религиозного человека. Правда, свободные от них мирские, светские заботы и связи обычно не менее заполняют его жизнь. Чем искренней и сильней религиозная вера, тем выше уровень вероисповедных проявлений в поведении и отношениях. И наоборот: чем эта вера слабее, тем влиятельнее мирские, светские, нерелигиозные начала. Наверное, лишь поведение и отношения монаха-аскета почти вполне замкнуты в лоне религии.

Как правило, поведение религиозного человека конфессионально, то есть оно отражает те или иные особенности вероисповедных предписаний данной конфессии. Со временем такое поведение становится потребностью и привычкой. Формы данного поведения многообразны: исполнение определенных ритуалов, чтение «священных книг», забота об обеспечении жизнедеятельности и уклада своей общины, выполнение ее поручений, паломничество к «святым местам», приобщение родных и близких к своим верованиям, миссионерство и т.п. В поведении глубоковеруюших нередки проявления особого благочестия, религиозного подвижничества, готовности к испытаниям, лишениям и даже самоотверженности во имя верований.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница