Лекция «Предмет и метод философии науки»



страница1/32
Дата13.04.2018
Размер0.54 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


Лекции по дисциплине «Методология научного познания»

Лекция 1. «Философия и наука: формы взаимодействия».

Вопросы.

1. Предмет философии науки.

2.Определение содержания категории «наука».

3. Функции философии науки.


1. Предмет философии науки.

Философия науки – область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. (Сходная дисциплина появилась в 20 в. – науковедение). Хотя философское (гносеологическое и методологическое) изучение научного знания имеет долгую историю (вспомним «наукоучение» И.Г. Фихте, позитивизм О.Конта), сам термин получил распространение лишь в 20 веке в работах Карнапа, Рейхенбаха, Гемпеля.

Включает материал иных разделов философии (гносеологии, социальной философии, этики) и, в свою очередь, влияет на них.

Причины возникновения.

1.Многие ученые выступали и как философы. Примеры: Пифагор, Аристотель, Галилей, Коперник, Дарвин, Менделеев, Эйнштейн.

2. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, поставляемую естественными и гуманитарными науками. На этой основе разрабатываются философские представления о системности бытия, о пространстве и времени, системности познания.

3. Философия включает ряд категорий научного познания («атом», «вещество» и т.п.), использует научное понятие закон (законы диалектики Гегеля).

4. Философия соответствует критериям научности: а) объективности; б) рациональности; в) эссенциалистской направленности; в) системности знания (упорядоченность по особым признакам; г) проверяемость.

Вывод: поскольку философия тесно связана с наукой, постольку наука как особый объект тоже должна ей осмысливаться.

Проблематика.

А) определение содержания понятия «наука».

Б) выявление генезиса науки, основных этапов ее развития, качественная характеристика каждого из них.

В) анализ методологии научного познания, осуществление классификации его методов.

Г) этические вопросы в развитии научного познания.

Д) закономерности развития науки.

Е) НТП и его характеристика.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница