Лекция первая. Вводная лекция Лекция вторая. Античная философия



Скачать 376.81 Kb.
страница1/10
Дата14.04.2018
Размер376.81 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Философия. Тезисы лекций.

Лекция первая. Вводная лекция……………………………………………………………….1

Лекция вторая. Античная философия………………………………………………………...3

Лекция третья. Философия эпохи Нового времени………………………………………….6

Лекция четвертая. Исходные философские категории……………………………………...8

Лекция пятая. Уровни организации и формы движения материи………………………….9

Лекция шестая. Проблема сознания…………………………………………………………10

Лекция седьмая. Диалектика…………………………………………………………………12

Лекция восьмая. Познание…………………………………………………………………...15

Лекция девятая: Социальная философия…………………………………………………....17




Лекция первая. Вводная лекция.



1. Предпосылки философии.

2. Философия как форма мировоззрения

3. Предмет философии.

4. Структура философского знания.

5. Классификация философских теорий.



  1. Предпосылки философии.

По вопросу об источниках возник­новения философии существуют три основные концепции в ис­тории философии.



Перваямифогенная – считает единствен­ным источником происхождения философии предфилософский миф. Наиболее видными представителями данной концепции и истории философии являются Г. В. Ф. Гегель и А.Ф. Лосев.

Вторая концепциясциентистская – рассматривает в качестве единственного источника происхождения философии предфилософское, конкретное, научное знание. Систематизация этого знания, увеличение его объема и организованности приводит к возникновению философии.

Согласно третьейгносеомифогенной концепции, причина генезиса философии представляет собой противоречие между нерациональным мифологическим мировоззрением и зачатками научного мышления. Философия возникает как распространение методов научного мышления, которое стремится открыть неявные существенные связи и отношения в узкой области специального знания на все мироздание.
2. Философия как форма мировоззрения

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию.

Теоретической основой мировоззрения является философия.

Критериями научного знания как продукта научной деятельности являются систематизированность, непротиворечивость, доказательность, интерсубъективность, опытная проверяемость, воспроизводимость. Науку можно определить как «наблюдение, классификацию, описание, экспериментальные ис­следования и теоретическое объяснение естественных явлений».

Если исходить из выработанных филосо­фией науки XX в. критериев научности, то можно сказать, что фи­лософия не является наукой, так как большая часть философских утверждений эмпирически непроверяема и неопровержима. Но, в то же время если под наукой иметь в виду методически организованное мышление, то философия бесспорно является гуманитарной наукой, специфика которой состоит в соотнесе­нии различных способов видения объектов.

Философия обогащает наше интеллектуальное воображение и уменьшает догматиче­скую уверенность, мешающую заниматься творчеством.
3. Предмет философии.

Предметом философии является та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

Факт – достоверное знание о предмете познания, характеризующее его многообразие.

Основная особенность философских фактов состоит в том, что каждый из них характеризует мир в целом, при этом в современное время философия обобщает и те факты, которые изучаются в фундаментальных и прикладных науках.



Проблемы – множество вопросов, которые не решены к настоящему времени.

Специфика философских проблем заключается в том, что они являются вечными, т.е. заново решаются последующими поколениями.


4. Структура философского знания.
Многочисленные философские проблемы можно распределить по нескольким разделам, составляющим дисциплинарную структуру философии и лишний раз подтверждающим справедливость предложенного определения предмета философии:

  • онтология - учение о бытии, о сущем, о существовании;

  • аксиология - учение о ценностях и ценностных ориентирах;

  • гносеология - учение о познании;

  • эпистемология - учение о знании

  • логика - учение о формах мышления;

  • этика - учение о происхождении и функционировании моральных норм;

  • эстетика - учение о формах чувственного восприятия мира;

  • социальная философия - учение об обществе;

  • история философии - история философских учений.

К философским дисциплинам относят также антропологию, культурологию, этнологию и многие другие.
5. Классификация философских теорий.

В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос философии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской мысли.

Те, кто считал, что первична материя, природное начало, составили лагерь материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистический материализм античности; метафизический материализм средневековья, механистический материализм нового времени и диалектический материализм XIX – XX веков.

По имени крупнейшего материалиста Древней Греции материализм называют линией Демокрита в философии.

Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его формах, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагавший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание самого человека.

По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеализм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм связывают с именем его первого представителя – английского философа XVII века Джорджа Беркли.

Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса философии представляют собой основные типы философских построений, а частные решения в рамках каждого из типов решений составляют дальнейшую классификацию философских теорий.


Каталог: new -> SubjectFGOS
new -> Концепция краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае на 2016-2020 года
new -> Проблема преображения человека в философии
new -> Программа минимума кандидатского экзамена по специальности
SubjectFGOS -> Глоссарий по социологии Абсолютная бедность
SubjectFGOS -> Математическая логика и теория алгоритмов
SubjectFGOS -> Содержательный блок
SubjectFGOS -> Н. Н. Епифанова физическое воспитание и спортивная игровая деятельность студентов в вузе учебное пособие


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница