Лекция Основные черты христианского религиозного мировоззрения



Скачать 148.99 Kb.
страница1/4
Дата01.08.2018
Размер148.99 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4

Лекция 7. Основные черты христианского религиозного мировоззрения.
1. Периодизация средневековой философии.

2. Основные черты христианского религиозного мировоззрения.

Теоцентризм.

Монотеизм.

Приоритет веры перед разумом. Мышление как теодицея.

Креационизм и номотетический Бог.

Антропоцентризм.

Личностное Провидение.

Первородный грех и спасение как дар.

Любовь как благодать

Новая по сравнению с античностью шкала ценностей.

Воскрешение из мертвых.


В истории философии в рубрику «философия Средних веков» помещается достаточно длительный (не вполне совпадающий с сугубо историографическими Средними веками) период развития Западной мысли связанный с попытками рационального осмысления христианского вероучения. Безусловно, подобные попытки не прекращаются и по сей день, однако именно в период со II по XIV вв. из них складывалось основное и, если угодно, «передовое» содержание философской работы как таковой.
1. Периодизация средневековой философии.

1) II – III вв. Подготовительный период.

Катехизисная школа в Александрии. (Катехизис – изложение основ вероучения в форме вопросов и ответов.) Климент (род. около 150 г.), Ориген (ок. 185 – 235 гг.) Также римская апологетика – Тертуллиан (середина II в.).

Основное содержание философских изысканий – апологетика (защита) христианского вероучения перед лицом античной традиции, первые попытки синтеза философии и христианства.


2) III – VI вв. Патристика (от pater – отец).

Период деятельности так называемых «отцов церкви». Центральная фигура – Аврелий Августин (354 – 430 гг.) Еще один оригинальный представитель – Дионисий Ареопагит (конец V – начало VI вв.) родоначальник апофатической (отрицательной) теологии.

Осуществляли разработку и утверждение основ христианской догматики.

325 г. – первый Никейский Вселенский собор принял Символ веры. В IV в. окончательно сложился корпус канонических книг Библии. В 390 – 406 гг. Библия была переведена на латынь св. Иеронимом.


3) VI – XIV вв. Схоластика.

Схоластика – общее название философии и теологии, преподававшихся в церковных школах и университетах. До XIII в. школы были монастырскими, епископальными (при кафедральных соборах) и придворными. Университеты, возникшие в XIII веке были не столько центрами обучения, сколько корпоративными ассоциациями. Выстраивались по двум моделям: Болонской – студенческая корпорация и Парижской – корпорация магистров и студентов.

Изучали «7 свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку (в общей сложности 6 лет) – и теологию (еще 8 лет). Формы занятий – лекции и диспуты (семинары), темы которых предлагались студентами. Итогом теологических штудий становились так называемые «Суммы» – сводные сочинения, в которых всесторонне разбирались разнообразные теологические проблемы.
Внутри схоластической эпохи принято выделять следующие периоды:
а) VI – IX вв. подготовительный период.

Северин Боэций (480 – 524 гг.), Иоанн Скот Эриугена (810 – 880 гг.). Осуществляли систематизацию имевшихся на тот период знаний, размышляли над проблемой соотношения разума и веры и смыслом диалектики как пути к Абсолюту.


б) IX – XII вв. Период политического обновления Церкви, роста ее влияния.

Шартрская школа (XI – XIII вв.) основное внимание уделяла научно- культурным аспектам философии; Сен-Викторская школа (XII в.) была центром мистических духовных исканий.

Две центральные проблемы – соотношение философии и теологии (в итоге возобладало представление о философии как «служанке теологии» и «преддверии веры») и проблема существования универсалий (аналогов платоновских идей), решавшаяся по трем направлениям: реализм – универсалии существуют вне ума (Ансельм Кентерберийский 1033 – 1104 гг.), номинализм – универсалии не более чем имена (nomina), звуки голоса (Иоанн Росцелин 1050 – 1120 гг.) и концептуализм – универсалии образуются и существуют в уме человека (Пьер Абеляр 1079 – 1142 гг.) Преобладающей была, скорее, реалистическая позиция.

Также огромным влиянием в этот период и в дальнейшем пользовались сочинения двух арабских мыслителей аристотелевского направления Авиценны (980 – 1037 гг.) и Аверроэса (1126 – 1198 гг.)


в) XIII в. «Золотой век схоластики» – название говорит само за себя. Два виднейших представителя: св. Фома Аквинский (1221 – 1274 гг.) и Иоанн Дунс Скот (1266 – 1308 гг.)
г) XIV в. Закат и упадок схоластики. Решительное размежевание разума и веры, победа номинализма над реализмом. Основной представитель – Уильям Оккам (1280 – 1349 гг.)




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница