Лекция Основы реальной экономики



страница1/5
Дата17.01.2018
Размер163 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5

Лекция 1. Основы реальной экономики

  1. Экономика как хозяйственная деятельность и наука о такой деятельности

  2. Назначение хозяйственной деятельности людей

  3. Роль потребностей в развитии реальной экономики

  4. Структура экономики в начале ХХ1 столетия



1. Экономика как хоз. деятельность и наука о такой деятельности

Слово «экономика», как и многие другие слова, например, политика, имеет несколько значений. Считается, что этот термин предложил еще в 6 веке до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что можно перевести как искусство ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен древнегреческими философами Ксенофонтом (430-355 гг до н.э.), написавшим труд под названием («Экономикос» или «Домострой») и Аристотелем (384-322 гг до н.э.) («Политика»)

Именно эти мыслители проанализировали основные в то время экономические категории: деньги, труд, товар. Так, Ксенофонт выводит в «Домострое» такие положения, некоторые их которых сохраняют свое содержание и сегодня:

- разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

- производительно может выполняться «наиболее простая работа» (т.е. уже предполагает разделение и специализацию труда)

- всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость)

- деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Аристотель делил всю хозяйственную деятельность людей на два типа:

1. «экономика» (совокупность потребительных стоимостей). Включается в себя деятельность в сфере земледелия, ремесла, мелкой торговли. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека. Должна быть объектом заботы государства.

2. «хрематистика» (искусство делать деньги, наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – обладание деньгами.

В настоящее время термин «экономика» чаще всего используется в трех значениях:

- Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ или другими словами - это совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают, например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую и социалистическую, рыночную и административно-командную. По уровням существования различают: микроэкономику (экономика фирм и домохозяйств); экономику отдельных сфер и отраслей народного хозяйства (мезоэкономика); макроэкономику (национальное хозяйство); и супермакроэкономику (мировая экономика)

- национальное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства); Можно говорить, н., об экономике Вологодской области, РФ, европейского мира и т.д.

- и в третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую деятельность людей в сфере производства, обмена и потребления материальных благ, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия) или некоторых условий и элементов производства (экономика труда, управления, предприятий, промышленности, торговли...)

Данный теоретический курс как раз имеет дело с экономикой как с экономической наукой. Однако существует целая система экономических наук. В этой системе можно выделить две главные линии, или группы наук:

1 – Экономическая теория. Она является методологической базой для всех экономических наук, так как разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики. При этом различают микроэкономику – она освещает хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов (предприятий, фирм, наемных рабочих, предпринимателей...) и макроэкономику – изучает функционирование национальной экономики в целом, на уровне общества (национальный доход, безработица, инфляция) и дает рекомендации, что должно делать государство, чтобы общество развивалось и процветало. Некоторые ученые выделяют и мезоэкономику.

2 – конкретные экономические науки. Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества и могут быть подразделены как минимум на три группы:

- отраслевые экономические науки (э.промышленности, строительства, банковское дело, э. Труда и проч.)

- функциональные экономические науки – изучают отдельные виды экономической работы (бухгалтер. учет, менеджмент, статистика, финансы…)

- экономические науки на стыке с другими науками (э. География, э. история, э.психология, демография и др.)

Таким образом, если экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальные экономические науки – проявление этих основ и принципов в конкретных сферах экономической деятельности. В нашем учебном курсе представлены лишь наиболее важные темы экономической теории, поэтому он и называется просто «Экономика».

Можно сказать, что экономика как хоз. деятельность и экономическая наука решают три основных вопроса: Что, как и для кого производить.

Что - Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

Как - Применение каких технологий и производственных ресурсов обеспечит эффективное производство товаров и услуг?

Для кого - Кто будет покупать и оплачивать товары, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества?

В развитии экономики, как деятельности, направленной на производство материальных благ и услуг, принято выделять три стадии производства: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Эти стадии характеризуются изменением способа организации хозяйственной жизни и вызваны резким обострением основного противоречия экономики – невозможностью удовлетворять растущие потребности людей с помощью ставших неэффективными факторов производства. Коренное изменение этих факторов принято называть технической революцией. В таблице представлено основное содержание трех этапов в развитии общественного производства. В учебнике на стр. 42-46 даются пояснения к ней. Подготовьте этот материал к семинару. Кратко можно отметить следующее

а) доиндустриальная стадия производства, или иначе - аграрный тип общества. Такие общества впервые возникли в Древнем Египте примерно 13 тыс. лет назад. Они характеризуются господством сельского натурального хозяйства, базирующегося на физическом – ручном –труде, решающей ролью церкви и армии в социально-политической жизни. В современном понимании АО - это отсталые, примитивные, закрытые общества, которые противопоставляются современным индустриальным и постиндустриальным обществам

б) индустриальное производство стало формироваться с конца 15 века. И к концу 19 века многие европейские страны приобрели черты промышленного общества. В таком обществе преобладает не с.-х., а промышленное производство; решающую роль в социальной жизни играют не священники и феодалы, а промышленники, бизнесмены. Главной целью и ценностью является деньги, богатство. В центре социальной организации находятся корпорации, т.е. организации, занимающиеся производством какого-либо товара или оказания услуги. К числу индустриальных обществ сегодня относятся общества подавляющего большинства промышленно развитых стран, в т.ч. и Россия

в) В 70-е годы 20 века на смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное общество. В таком обществе жизнедеятельность людей строится преимущественно на информационных технологиях: широко применяются автоматизированные системы, робототехника и повсеместная компьютеризация. В социально-экономической сфере главную роль играют не промышленность, а информатика и сфера обслуживания, а также наука, знания.


Каталог: uploads -> files -> dokumenty
dokumenty -> Учебно-методический комлекс
dokumenty -> Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
dokumenty -> Программа курса раздел I. Введение в теорию государства и права тема Предмет и методология теории государства и права
dokumenty -> Тема: Основные исторические этапы развития естествознания. Научные революции и картины мира
dokumenty -> Петровичева Юлия Владимировна
dokumenty -> Предмет и функции философии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая философия (4 ч.)
dokumenty -> Материальных, ни духовных благ, а лить управляют
dokumenty -> Предмет и значение логики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница