Лекция на тему: «Структура личности»



Скачать 101.91 Kb.
страница1/2
Дата28.07.2018
Размер101.91 Kb.
ТипЛекция
  1   2


Лекция №3

Тема: Структура личности

План

  1. Понятие «структура», «структура личности».

  2. Различные подходы в понимании структуры личности и ее компонентов.

  3. Структура личности в теории З.Фрейда.

  4. Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самопознание).

Ключевые понятия: структура, структура личности, самосознание, самоконтроль, саморегуляция, самопознание, самооценка.
Актуализация знаний.

Прежде чем мы начнем рассмотрение обозначенной темы, давайте вспомним какой из подходов к пониманию личности, рассмотренных в предыдущей лекции, на сегодняшний день признается как самый перспективный? Правильно – интегративный подход. На основании этого подхода делается вывод, что личность – это сложная динамическая система, открытая для взаимодействия с внешней средой.

Этот постулат, что личность – система, лежит в основе понимания сегодняшней темы. Что такое система?

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Следовательно элементы в системе расположены не хаотично, а упорядочено, то есть структурировано.

Таким образом, СТРУКТУРА (лат. structure - строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Иногда в определении понятия структура добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе. Понятие структуры и родственные ему (такие, как связь, отношение, взаимодействие) играют важную роль в общей теории систем и при использовании системного подхода в различных областях деятельности. понятие структуры тесно связано с понятием «функция».

Структуры можно различать: по сфере существования - материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические); по характеру связи - порядковые, композиционные, топологические; по направленности - субстанциальные и функциональные: по разнообразию связей - простые и сложные.



Вывод: изучать личность как сложную динамическую систему невозможно без знания структуры личности. Чтобы лучше понять, степень проявления тех или иных факторов в личности необходимо рассмотреть структуру личности.

  1. С середины 60-х годов в отечественной психологии предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности.

Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.Платонов выделяет четыре подструктуры. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Таким образом, он предложил интегративный подход к пониманию структуры личности. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:


Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы.

На следующем уровне находится психологическая подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

В следующую подструктуру входит социальный опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни.

И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:


  • темперамента (структуры природных свойств),

  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

  • статус и социальные функции-роли;

  • мотивация поведения и ценностные ориентации;

  • структура и динамика отношений.

С.Л. Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и способности.

Таким образом, на основе рассмотренных подходов, мы еще раз убеждаемся в том, что наиболее правильный подход к пониманию личности – это системный. Как любая сложная система, она имеет свою структуру. Тоже довольно сложную, в которой выделяется 4 уровня:

- природный (биологический). Он включает: морфологическое строение тела, особенности функционирования мозга, темперамент, задатки;

- психический включает: психические процессы и состояния;

- социальный включает черты характера, сформированные в процессе общения, деятельности и включения индивида в социальные связи и отношения. Социальный уровень формирует направленность личности;


Каталог: pluginfile.php?file=
pluginfile.php?file= -> Лекция №2 тема лекции основные этапы развития теории коммуникации
pluginfile.php?file= -> Учебное пособие по дисциплине Педагогика Казань, 2014 удк
pluginfile.php?file= -> Неравенство и социальная структура лекция 5
pluginfile.php?file= -> Тема лекции речь как знаковая система вербальной коммуникации. Цель лекции рассмотреть речь как знаковую систему вербальной коммуникации
pluginfile.php?file= -> Рабочая программа учебной дисциплины   в. Од 3 Теория дискурса и текста
pluginfile.php?file= -> Рабочая программа учебной дисциплины б. 21 Культура социальных групп и движений


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница