Лекция. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы



Скачать 53.21 Kb.
Дата16.08.2018
Размер53.21 Kb.
ТипЛекция

Лекция. Гражданское общество и государство.

1.Гражданские инициативы.

В России мало кто придает значение низовым гражданским инициативам: информация о них редко появляется в СМИ, власти их, как правило, игнорируют, для большинства общественных организаций и политических партий интереса они не представляют. Тем не менее, они существуют, и в последнее время роль их в политической жизни России заметно возросла. Вспомним хотя бы протесты против монетизации: поставленные перед фактом фактической ликвидации столь важной для них социальной помощи (бесплатный проезд, лекарства и т.д.), люди немедленно стали объединяться. У них не было ни времени, ни желания создавать какие-либо организационные структуры, и базой протестного движения стали небольшие, только что созданные коллективы активистов, в основном, сформированные по месту жительства.

Под гражданскими инициативами мы понимали неформальные объединения, создаваемые людьми по собственной инициативе для решения важных для них проблем. Мы исключили из исследования индивидуальные инициативы граждан (так как в этом случае нет коллектива и нет коллективного действия), политические объединения (подразумевается, что для участников гражданских инициатив политические цели не являются основными, они заняты прежде всего решением насущных социальных проблем) и любые организации (так как они уже структурированы и институциализированы, то есть, не являются неформальными).

Несколько слов о том, что из себя представляют низовые гражданские инициативы в России. Обычно, инициатива состоит из лидера, «ядра» и «периферии». Лидер это наиболее активный участник, который чаще всего является инициатором создания группы. Лидеров может быть несколько. Ядро – это несколько наиболее активных участников инициативы, которые более или менее регулярно участвуют в ее деятельности. Ядра у инициативы может и не быть – иногда вся деятельность держится на лидере, который время от времени мобилизует периферию. Периферия это люди, так или иначе заинтересованные в решении проблемы и привлекаемые к деятельности время от времени (дружественно настроенные специалисты – юристы, экологи и т.д. –консультирующие активистов, жители, участвующие в акциях протеста, посетители просветительских клубов или клубов взаимопомощи.) Их может быть от нескольких человек до нескольких сотен. Активность инициативы сильно меняется во времени: в деятельности каждой группы есть свои подъемы и спады. Некоторые инициативы распадаются после решения проблемы, другие – продолжают существовать и находят другое поле деятельности. Решать поставленные задачи удается не всем: некоторые группы вследствие постигших их трудностей и неудач прекращают свое существование.

Гражданские инициативы можно разделить на «конфликтные» и «поддерживающие». В основе существования первых лежит конфликт интересов, например, по поводу использования свободного пространства в городах – всем известные конфликты, связанные с уплотнительной застройкой. «Поддерживающие» инициативы нацелены на оказание помощи определенным социальным группам, защиту их прав, содействие установлению социальных связей или просветительскую деятельность. (Например, клуб «Общение» (Москва) – лекторий и дискуссионный клуб на базе районной библиотеки, клуб «Соседи» - объединение пожилых людей по месту жительства, «Движение самозанятости» - передвижные курсы взаимного обучения рукоделию и вторичному использованию вещей.) Особняком среди исследованных инициатив стоит «Норд-Ост» - объединение родственников заложников театра на Дубровке. Для участников этой инициативы огромное значение имеет психолого-терапевтическая роль общения пострадавших друг с другом и стремление добиться наказания виновных.
2.Становление институтов гражданского общества и их деятельность в РФ.

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего,  это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.
Переход к рыночной экономике сопровождается значительным имущественным расслоением общества, возрастанием социальных, в том числе межнациональных, конфликтов. Эти негативные явления становятся тормозом в становлении гражданского общества. В современных условиях на первый план выступают проблемы социальной защищенности населения и реализации принципов социальной справедливости. Во главу угла политики государства необходимо поставить такие принципы, как гуманизм, демократия, свобода личности, равенство возможностей. Только таким образом можно обеспечить движение нашей страны к гражданскому обществу. Практика формирования гражданского общества в других странах дает четкие ориентиры такого движения: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций; создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества; подчинение всех государственных органов и общественных объединений закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление части собственности; достижение необходимого уровня гражданской культуры.

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.



За годы реформ создано более 70 союзов и ассоциаций различного уровня, которые позволяют не только учитывать интересы населения, формулировать их претензии, но и лоббировать их решения через органы власти различного уровня. Оформляются гражданские протестные движения: против монетизации льгот (январь 2005 г. – 240 тыс. человек), увеличения цен на бензин (февраль 2005 г. – 50 тыс. человек), реформы ЖКХ (март 2005 г. – 100 тыс. человек) и многие др. На некоторые протесты власть реагирует конструктивно, иные  – не замечает. Создана Общественная палата. Развитие Интернета в России – в определённой степени заслуга негосударственных, некоммерческих структур. Его становление дало жизнь принципиально новой системе общественной экспертизы качества, достоверности информации, в том числе касающейся работы органов власти.

Литература:

  1. Кумар К. Гражданское общество. М., 1994.

  2. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

  3. Майданик К. Левые движения в поставторитарном обществе // Свободная мысль. 1994. N9.

  4. Медушевский А..Н. Общество и государство в русском историческом процессе // Вестник Московского университета. Серия 12.- 1993. N1.

  5. Местное самоуправление. Политологический подход. Саратов, 1994.

  6. Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980.

  7. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993

  8. Стариков Е.Н. Социальная структура переходного общества (опыт инвентаризации) //Полис. 1994. N4.

  9. Туров И.С. Общество как социальная система // Социально-политический журнал. 1994. N12.

  10. Френк Ричард Д. Государство, общество и бизнес в условиях индустриальной демократии //Проблемы теории и практики управления. 1993. N1.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница