Лекция Что такое язык? Понимание сущности языка в современной лингвистике



страница1/87
Дата05.05.2018
Размер2.15 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87


Общее языкознание. Курс проф. О.С. Иссерс
Лекция 1. Что такое язык?

Понимание сущности языка в современной лингвистике
Ответ на этот вопрос не столь прост, как кажется на первый взгляд. Язык есть средство общения... это стало уже аксиомой. Но искусство тоже средство общения. Можно ли ограничивать понятие языка только вербальными средствами общения? А язык музыки, язык живописи, язык животных, язык жестов? Говорят, что и костюм – это тоже своеобразный язык. Вот, например, фрагмент интервью с известным художником М. Шемякиным:

Корр. Почему вы всегда в черном? И эти сапоги в такую жару...

М.Ш. Я ношу то, что удобно. Правда, костюмы действительно ненавижу. И куда угодно – даже на прием к президенту – хожу в том, в чем привык. Но все почему-то интересуются моей одеждой. Я тут недавно был у М. Горбачева, так он тут же спросил: «Почему вы сменили пиджак? Вы же всегда ходите в зеленом». На Западе вообще не очень обращают внимание на то, как ты одет.

Корр. А здесь еще долго будут обращать, поскольку мы живем в средневековом обществе, где костюм – это знак, часть знаковой системы.
КСТАТИ (для тех, кто читает лекции не только для сдачи экзамена)

Американская фантастка Урсула Ле Гуин открыла новое направление – теролингвистику - и организовала даже Ассоциацию теролингвистов (от греч. therion - зверь). Что они изучают? «Язык» растений и животных. Говорят, что у растений нет языка... Но это не так, как считают теролингвисты. У растений есть общение, искусство общения, но оно некоммуникационно, не активно, то есть инициатива коммуникации должна исходить от нас, от тех, кому адресованы «сообщения» растений. Все зависит от нашего желания понять, «услышать» их. И тогда нам откроются «детективные сюжеты горностаев, эротические повествования бесхвостых амфибий и тоннельные сказания земляных червей». Один теролингист из Калькутты попытался выявить «лексикон» подсолнечника путем фотографирования растения на фотопленку через определенные промежутки времени. Урсула ле Гуин считает, что этим методом нельзя постичь искусство (язык) растений. Искусство растений некинетично, оно существует не во времени, как искусство животных, а в вечности. «Я предсказываю, что, когда мы обнаружим это искусство, оно окажется не действием, а реакцией, не активным общением, а восприятием. Сможем ли мы познать его? Сможем ли мы когда-нибудь его понять?» Но еще в середине ХХ века большинство ученых не верили, что язык дельфинов будет когда-нибудь воспринят человеческим разумом; более того, многие не верили, что в этом есть смысл. «Однако минет век, и мы, возможно, покажемся будущим поколениям столь же достойными насмешек», - считает писательница. «Представьте себе, - скажет какой-нибудь фитолингвист, - они не умели читать даже на языке баклажанов! И эти люди улыбнутся нашему невежеству, потом поднимут с земли рюкзаки и отправятся читать только что расшифрованные лирические стихи лишайника. А вместе с ними или же вслед за ними пойдет, может быть, еще более дерзновенный искатель прекрасного – первый геолингвист. Не замечая утонченной, но скоротечной лирики лишайника, он станет вчитываться в то, что кроется под ней: в вулканическую поэзию камней, каждый из которых – слово, произнесенной давным-давно самой Землей».

Вернемся из мира фантастических гипотез к реальности. Что такое язык, человеческий язык, в понимании лингвистов конца ХХ века?


Каталог: assets -> files
files -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
files -> Вместе с кантом
files -> Программы нпо
files -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
files -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
files -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Единый государственный экзамен
files -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
files -> Вопросы к экзамену содержание термина «литературная критика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница