Лекция 5 Профессиональная характеристика деятельности социального педагога



Скачать 47.36 Kb.
страница1/12
Дата20.02.2018
Размер47.36 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Лекция 5-6. Профессиональная характеристика деятельности социального педагога


  1. Структура социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят:

-индивидуальный подход;

-опору на положительные стороны личности подопечного;

-объективность подхода к подопечному;

- конфиденциальность.

Для проникновения в сущность социально-педагогической деятельности обратимся к анализу ее строения:

Социально-педагогическая деятельность

Цель субъект +Объект- содержание формы,

методы результаты

средства


деятельности

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:


  • выдвижение и обоснование целей;

  • определение путей их достижения;

  • проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований;

  • диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);

  • реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);

  • преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);

  • результативность (контроль результатов достижения цели);

  • идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:



  • диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

  • моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

  • организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

  • уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

  • составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, — определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.



Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

  • создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

  • формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

  • предупреждение, устранение прямых и косвенных десо-циализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

  • создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

  • реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

  • системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

  • установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

  • социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

  • социально-педагогическая опека и посредничество;

  • социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом- ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница