Лекция 3 Тема №3 логика и методология системного анализа учебные вопросы Логические основы системного анализа



Скачать 379.52 Kb.
страница1/8
Дата04.06.2018
Размер379.52 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8


Лекция 3
Тема № 3 ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Учебные вопросы

1. Логические основы системного анализа.

2. Основные этапы и методология системного анализа.

3. Уровни принятия решения по проблеме.

4. Сравнение интуитивного и системного подхода к принятию решения по проблеме.
1. Логические основы системного анализа
Логика (греч. logos - речь, мысль, разум) есть наука о законах, формах и приемах правильного построения мыс­ли, т.е. мышления, направленного на познание объектив­ного мира. Логика – одна из древнейших наук. Истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии в конце II тысячелетия до н.э. Однако возникновение логики как науки связано с цивилизацией Древней Греции. Именно здесь в V–IV вв. до н.э. в период бурного развития демократии и небывалого оживления общественно-политической жизни в трудах Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником же, «отцом» логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона – Аристотель. (Слайд 2)

Основные задачи логики:

выявление условий достижения истинных знаний;

изучение внутренней структуры мыслительного процесса;

выработка логичес­кого аппарата и правильного метода познания.

Органически связанная с теорией познания, логика представляет собой совокупность научных дисциплин, глав­ными из которых являются диалектическая и формальная логика. Это разделение обусловлено наличием двух аспектов мышления человека - содержательного и формального.

По своему содержанию мышление есть отражение зако­номерностей реальной действительности. Мышление человека отличается от психической деятельности животных, прежде всего тем, что он обладает способностью обобщенно мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира в форме понятий. Исходя из наибо­лее общих законов развития природы, общества и нашего мышления, логика формулирует научный, диалектический метод, учитывающий объективную диалектику предметно­го мира и отражение его в человеческом сознании.

Вместе с тем мыслительный процесс имеет свою внут­реннюю структуру, он реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаклю­чение.



Понятие - это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов (подробнее см. Тему № 2).

Суждение - это такая форма мышления, в которой, сочетая понятия, что-либо утверждается или отрицается о самых реальных вещах и явлениях. Пример. «Все течет, все изменяется», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью получается новое суждение.

Оперирование понятиями, суждениями и получе­ние нового, выводного знания в умозаключениях состав­ляют формально-логический аппарат мышления.

Мышление есть процесс познавательной деятель­ности индивида. Различают следующие виды мышления: (Слайд 3)

наглядно-действенное - как первая ступень мыш­ления; характеризуется тем, что решение задачи осуще­ствляется с помощью реального, физического преобразо­вания ситуации, опробования свойств объекта;

словесно-логическое - характеризуется использо­ванием понятий, логических конструкций;

наглядно-образное - наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета; в об­разе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения (!!!), устанавливает­ся «невероятное» сочетание предметов и их свойств; и в этом качестве оно неразличимо с воображением.

Выделяют следующие типы мышления:



теоретическое - направлено на открытие зако­нов, свойств объекта;

практическое - связано с постановкой целей, вы­работкой планов и проектов, часто развертывающихся в условиях дефицита времени;

логическое (аналитическое) - связано с анализом действий;

интуитивное - характеризуется быстротой про­текания, отсутствием четко выраженных этапов, минималь­ной осознанностью.

Основная задача логики системного анализа - откры­тие путей движения к достижению новых системных ре­зультатов. Для этого она оперирует следующими категориями: проблема, научная проблема, гипотеза, теория, научная теория.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница