Лекция №3. Административно-правовые нормы и отношения (8 с.) План Понятие и структура норм административного права



Скачать 178.48 Kb.
страница1/5
Дата21.08.2018
Размер178.48 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5

ЛЕКЦИЯ №3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ (8 с.)
План

1. Понятие и структура норм административного права.

2. Виды административно-правовых норм.

3. Источники административного права.

4. Административно-правовые отношения.

5. Особенности и виды административно-правовых отношений.
1. Понятие и структура норм административного права

Норма права (правовая норма) – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Норма административного права – это правило поведения, обладающее следующими признаками:

- установлено государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц,

- выражено в определенной форме,

- обязательно для неопределенного круга лиц,

- рассчитано на многократное применение,

- санкционировано (т.е. защищено) принудительной силой государства.

Структура административно-правовых норм традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция.



Гипотеза – элемент административно-правовой нормы, указывающий на условия (фактические обстоятельства), при наступлении или ненаступлении которых предписание вступает в действие. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой административно-правовой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). Однако здесь имеются определенные особенности: гипотеза четко выражается не во всех случаях. При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, содержащая конкретный акт поведения, волевое деяние (действия или бездействия).

Санкция – мера государственного воздействия, применяемая к органам управления, должностным лицам и гражданам, не соблюдающим или нарушающим правила поведения. Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют таковые. Например, нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. Санкции в данном случае содержатся в нормах общего характера, относящихся к институту государственной службы.
Реализация административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений. Известны следующие варианты реализации административно-правовых норм:

  1. исполнение – точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые сдержатся в административно-правовых нормах;

  2. применение – издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;

  3. использование – применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;

  4. соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.

Среди способов толкования (совокупности приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя) выделяют следующие виды:

- грамматический способ – основанный на грамматическом (т.е. с использованием правил синтаксиса, морфологии, правописания, словоупотребления и т.п.) анализе текста правовых норм;

- логический способ толкования – это толкование правовых норм, основанное на логических приемах мышления;

- систематический способ толкования – это толкование правовых норм, основанное на анализе их взаимодействия и положения в нормативном акте, в институте или отрасли административного права;

- исторический (историко-политический) способ толкования – это толкование правовых норм, основанное на учете конкретно-исторических условий, в которых принималась та или иная норма права;

- телеологический (целевой) способ толкования – заключается в установлении целей принятия нормы права;

- специально-юридический способ толкования – заключается в уяснении смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница