Лекция №3 (4 часа) Свободное воспитание План лекции Источники и факторы зарождения идей свободного воспитания



Скачать 86.91 Kb.
страница1/3
Дата04.05.2018
Размер86.91 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3

Лекция № 3 (4 часа)
Свободное воспитание
План лекции

1. Источники и факторы зарождения идей свободного воспитания.

2. Основные постулаты свободного воспитания.

3. Критика теории свободного воспитания.


1. Источники и факторы зарождения идей свободного воспитания

С середины XIX века нарастает протест против казарменной образовательной политики, жесткого регламентирования деятельности учители и учащихся. Социальный протест против угнетения, деспотизма и развитие прогрессивной педагогической мысли привели к созданию нового направления в воспитании подрастающего поколения, которое получило название «Свободное воспитание».

К концу XIX и XX века началось движение под общим заглавием: «Новое воспитание», которое включало как альтернативу вместе со свободным воспитанием также практико- ориентированное обучение типа Абботсхольской школы Г. Литца, личностной педагогики Р. Гильдебранта и Э. Линде.

Затем появилась книга Э. Кей «Век ребенка» (1902 г.), началось развитие педагогики свободного воспитания в Германии (Х. Шарельман, Ф. Гансберг, М. Пауль, Э. и О.Цурхелен), в России (К.Н. Венцель, Л.Н. Толстой), Франции, Италии.

П. Кергомар писала: «Природа требует для ребенка горячего солнца, живительного воздуха, движений, усиливающих его кровообращение, упражнений мускулов, укрепляющих его. ... Природа требует для ребенка жизни, и когда я говорю о жизни, я понимаю под этим словом развитие всех жизненных сил и способностей человека. Нормальной жизнью ребенка будет жизнь свободная. Ребенок создан для того, чтобы ползать по полу, пока он не умеет ходить, бегать за бабочкой, срывать цветы, лазать на деревья, говорить с самим собой, если у него нет другого собеседника. Он создан для этого и на все это имеет право».

Расцвет свободного воспитания связан с двумя факторами: новыми данными о возможностях развития ребенка в психологии и педагогике и протестом против казарменной, унижающей ребенка образовательной системы, утвердившейся во многих странах.

Свободное воспитание поддержали самые широкие слои мыслящей интеллигенции и деятели образования.

Первая в Италии женщина-доктор медицины, профессор антропологии и гигиены М. Монтессори писала о необходимости создания новой педагогики и реформирования школы: «Для того, чтобы могла народиться научная педагогика, необходимо, чтобы школа давала простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. В этом и заключается существенная сторона реформы». При этом на распространенные опасения по поводу невозможности соблюдения организованности и порядка в свободной системе воспитания, которые являются непременными условиями достижения необходимых результатов, она выдвигала новый принцип педагогики: «Дисциплина в свободе - вот другой великий принцип... Раз дисциплина основана на свободе, она должна быть прежде всего активной. Обычно мы считаем, что личность дисциплинированна лишь тогда, когда она делается искусственно молчаливой, как бы немой, и неподвижной, как паралитик. Но это - личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он умеет владеть и свободно распоряжаться собою, следуя тому или другому жизненному правилу... Свобода ребенка должна быть ограничена лишь интересами коллектива, а формой ее служит то, что мы называем воспитанностью в человеке...

Предшествующее общественное развитие, начиная с эпохи Просвещения XVIII в., в центре духовной жизни общества ставило права и свободы человека. Французская революция подняла идею свободы на уровень идеологии господствующего класса, она стала притягательной для всех философских, психологических и педагогических учений.

Прогрессивная педагогическая мысль, начиная с Витторино де Фельтре и до Руссо, ставила в центр педагогической системы личность ребенка. Л. Л. Толстой на практике реализовал эту концепцию, что послужило главным аргументом в развитии идей свободного воспитания.

Альтернативой педагогике насилия, жестокого управления, школе муштры и зубрежки, так хорошо описанной Помяловским в «Очерках бурсы», как раз и стало свободное воспитание. Кроме того, практика церковного воспитания, которая ставила приходского священника в положение представителя Бога на земле, практически была неконтролируемой и предельно узурпированной. В приходской школе, которая составляла большинство образовательных учреждений России середины XIX века, парили зубрежка, розга и слепое послушание детей.

Отметим, что среди прогрессивного духовенства, передовых мыслителей того времени были образцовые школы типа школы Рогинского.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница