Лекция 17. Лингвистический поворот в философии Л. Витгенштейна. Л. Витгенштейн о задачах философии в отношении языка. Существование и языковые игры в «Философских исследованиях»



Скачать 86.91 Kb.
страница1/4
Дата03.06.2018
Размер86.91 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4

Лекция 17. Лингвистический поворот в философии Л. Витгенштейна.
1. Л. Витгенштейн о задачах философии в отношении языка.

2. Существование и языковые игры в «Философских исследованиях».

3. Языковые игры и мышление в «Философских исследованиях».
1. Л. Витгенштейн о задачах философии в отношении языка.ый язык некорректен. это животное обычно называют лисицей, но настаиваети этом они согласны относительно его

Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951 гг.; «Логико-философский трактат», «Философские исследования», «О достоверности»), будучи учеником и Рассела, и Мура, начал с воодушевления перед лицом возможности построения логически совершенного языка, но на втором этапе своего творчества обратил все свои помыслы, скорее, в сторону языка обыденного, из анализа которого делал, однако, совсем не обыденные выводы.

Первый этап творчества Витгенштейна увенчался выходом «Логико-философского трактата», который членами Венского кружка был воспринят едва ли не как «Библия» неопозитивизма. В общем и целом в данной работе Витгенштейн рассуждает в духе Рассела и неопозитивистов (в скобках – номера цитируемых ниже афоризмов «Логико-философского трактата»:

«Мир есть, все, что происходит. (1) Мир – целокупность фактов, а не предметов. (1.1)

Происходящее, факт – существование со-бытий. (2) Со-бытие – связь объектов (предметов, вещей). (2.01)

Мысль – логическая картина факта. (3) В предложении мысль выражается чувственно воспринимаемым способом. (3.1) В предложении заключена форма, а не содержание его смысла. (3.13)

Мысль – осмысленное предложение. (4) Предложение – картина действительности. Предложение – модель действительности, какой мы ее себе представляем. (4.01) Предложение показывает свой смысл. Предложение показывает, как обстоит дело, если оно истинно. И оно говорит, что дело обстоит так. (4.022) Смысл предложения – его соответствие и несоответствие возможностям существования и не-существования со-бытий. (4.2.)

Логические предложения описывают каркас мира, или же, скорее, они изображают его. Они ни о чем не “повествуют”. (6.124) Закон причинности, если таковой имеет место, мог бы гласить: “Существуют законы природы”. Но этого, конечно, нельзя сказать: это показывает себя. (6.36)

Для ответа, который невозможно высказать, нельзя также высказать и вопрос. Тайны не существует. (6.5)

Мы чувствуем, что, если бы даже были получены ответы на все возможные научные вопросы, наши жизненные проблемы совсем не были бы затронуты этим. Тогда, конечно, уж не осталось бы вопросов, но это и было бы определенным ответом. (6.52)

Решение жизненной проблемы мы замечаем по исчезновению этой проблемы. (Не потому ли те, кому после долгих сомнений стал ясен смысл жизни, все же не в состоянии сказать, в чем состоит этот смысл.) (6.521) В самом деле, существует невысказываемое. Оно показывает себя, это – мистическое. (6.522)»

Но это не означает, что философия должна пуститься на поиски мистического смысла жизни некими особыми ненаучными и нелогичными методами. Наоборот, «правильный метод философии, собственно, состоял бы в следующем: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки, – следовательно, чего-то такого, что не имеет ничего общего с философией». (6.53) Витгенштейн убежден, что тот, кто поймет «Логико-философский трактат», отбросит его как бессмысленный, подобно тому, как отбрасывают лестницу, поднявшись по ней. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». (7)

В «Философских исследованиях» он пишет отчасти то же самое, но и нечто иное – то, что может выглядеть как апология уже имеющихся языков перед лицом попыток философии навязать некий искусственный язык, решающий парадоксы, изобретаемые самими же философами. «Философская проблема имеет форму “Я в тупике”. Философия никоим образом не смеет посягать на действительное употребление языка, в конечном счете она может только описывать его. Ведь дать ему вместе с тем и какое-то обоснование она не может. Она оставляет все так, как оно есть». (Витгенштейн Л. Философские исследования// Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Часть I. С. 130.)





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница