Лекция 15 07 ноября 2008Г. Параграф 34



Скачать 416.23 Kb.
страница1/19
Дата05.07.2018
Размер416.23 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

ЛЕКЦИЯ 15 07 НОЯБРЯ 2008Г.


Параграф 34.
Щедровицкий П.Г.

Мы с вами предыдущую лекцию сфокусировали на одной идее, а именно на идее смены онтологической картины. У меня получается, что это 34-й параграф. Я бы хотел сконцентрировать ваше внимание на одном конкретном аспекте смены онтологической картины. А именно на роли эмпирического материала в этой смене. При этом считаю, что развернутый фрагмент из лекций 66-го года про понятие Онтологии в системе научно-предметной организации мышления и деятельности, косвенно указывает на эту связь. Т.е. на связь онтологической картины и эмпирического материала. Что касается эмпирической истории кружка в переходный период 59 – 62-й год, то считаю эту концептуально зафиксированную связку ключевой для процесса смены онтологической картины, и перехода от многоуровневых схем знания к схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Для себя нарисовал вот такую конструкцию:


Есть онтологическая картина 1, достаточно жестко сочлененная с эмпирическим материалом 1. Дальше начинается процесс переноса этой онтологической картины на эмпирический материал 2, и в ходе этого переноса, онтологическая картина как бы расщепляется. Т.е. у нас остается пласт интерпретаций в рамках той онтологической картины, которая была, и одновременно начинает формироваться новый пласт интерпретаций, в том числе категориальный, в онтологической картине 2. И затем переход, в ходе которого оформляется онтологическая картина 2, и эта онтологическая картина 2 жестко связана с еще одни эмпирическим материалом. Т.е. один тип эмпирического материала способствует отрыву онтологической картины от исходного материала, а второй тип, собственно, конституирует и закрепляет саму эту онтологическую картину в ее новых прорисовках.

Я не буду сейчас вдаваться в подробности, сразу скажу, как я вижу решение. Я утверждаю, что вот этим эмпирическим материалом 2 был материал педагогический. А материалом 3 стал материал семиотический. А еще более определенно, материал языковедения и лингвистики. Значит, педагогический материал, т.е. попытка перенести ключевые схемы содержательно генетической логики и стоящие за этим интерпретации мышления в классную комнату, привели к тому, что исходная схема, т.е. схема знания, перестала быть доминирующей, и возник новый комплекс интерпретаций. Тот комплекс интерпретаций, который мы связываем с идеей деятельности и дальше схемой воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Перенос всего этого, параллельно и частично последовательно на эмпирический материал языка, привел к тому, что схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры приобрела более жесткий и артикулированный характер, который мы уже имеем сегодня. Дальше можно было двигаться двумя разными путями. Первое, можно было двигаться последовательно. Т.е. сначала проработать ту интерпретацию схемы воспроизводства, которая возникает в связи с педагогикой. Это тексты 61-й, 62-й, 63-й года. Если помните, я цитировал вам в предыдущем семестре ротапринтное издание «О методе педагогического исследования игры». Причем цитировал в той части, в которой она касалась схемы знания и схемы многих знаний. Этот материал интересен тем, что, будучи опубликован в 63-м году, он синкретически соединяет в себе фрагменты рассуждений, относящихся как к этапу содержательно-генетической логики и теории мышления, так и к этапу теории деятельности. Вот тот раздел, который называется «Воспроизводство деятельности и трансляция культуры», практически без изъятий воспроизведен в «Педагогике и логике», т.е. в издании 68-го года. Это страница 32 и до страницы 40.

Как звучит этот фрагмент?


Верховский Н.

То, что она в 68-м году была издана, означает…



Каталог: lib -> mmk
mmk -> Драматургия диалога «Софист» как оди
mmk -> Понятие и современные концепции техники
mmk -> Зендриков Ю. М. Котельников С. И. Социокультура: проблемы и опыт реформирования
mmk -> Книга А. П. Огурцова и В. В. Платонова «Образы образования. Западная философия образования. ХХ век»
mmk -> Структура и развитие науки с точки зрения методологического институционализма1
mmk -> Вызовы образованию на рубеже веков: методологические соображения
mmk -> Который опубликован в работе «Проблемы методологии системного исследования», 64-го года
mmk -> Три сознания
mmk -> Проблемы и пути модернизации российского образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница