Лекция 13. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология ХIХ вв. План лекции



Скачать 300.61 Kb.
страница1/7
Дата10.05.2018
Размер300.61 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ




Кафедра государственно-правовых дисциплин


Курс:

История политических и правовых учений

Тема 4. Политико-правовые учения в Европе и США

в Новое время.

Лекция 13. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая



идеология ХIХ вв.

План лекции:




  1. Политико-правовые идеи и теории социалистов и коммунистов

первой половины ХIХ века и возникновение марксизма.


  1. Политико-правовая идеология анархизма.


Москва 2009

1. Политико-правовые идеи и теории социалистов и коммунистов

первой половины XIX в. и возникновение марксизма
Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ве­дущих странах Европы. В многочисленных социалистических и коммунистических теориях, появившихся в первые десятилетия XIX в., со­держалась критика капитализма Стимулом к её воз­никновению было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы.

В этот период возникли социалистические учения, отличавшие­ся от существовавших до того коммунистических теорий. Они поначалу получили распространение в Англии и особенно во Франции. В 20—40-е гг. XIX в. было опубликовано много различ­ных по жанру (научный трактат, роман, статья) произведений, со­держащих социалистические и коммунистические идеи, больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Эти теории были многочисленны и разнообразны.

Начало развитию социалистической мысли положили Шарль Фурье (1772—1837) и Клод Анри Сен-Симон де Рувруа (1760—1825). Основные книги Фурье были изданы в начале XIX в. ("Теория че­тырех движений и всеобщих судеб" — 1808 г., "Новый промышлен­ный и социетарный мир" — 1829 г. и др.). Тогда же были опублико­ваны главные произведения Сен-Симона ("Письма женевского обита­теля к современникам" — 1802 г., "Катехизис промышленников" — 1823 г., "Новое христианство" — 1825 г. и др.). Под влиянием этих трудов возник ряд теоретических школ и направлений, развивав­ших идеи основателей социализма либо обосновывавших самостоя­тельные социалистические (коллективистские) учения. Наиболее фундаментальным теоретическим произведением было "Изложение учения Сен-Симона", которое издали сен-симонисты Базар, Родриг и Анфантен.

В тот же период продолжались разработка и обоснование ком­мунистических идей. Видным теоретиком коммунизма являлся ан­гличанин Роберт Оуэн (1771—1858), основные труды которого из­даны в 20—30-е гг. XIX в. Тогда же (1828 г.) Буонаротти опублико­вал книгу "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа". В 1841 г. переиздан "Кодекс природы" Морелли.

Исторически сложившимся центром разработки и обсуждения коллективистских (социалистических) и коммунистических теорий в 20—40-е гг. стал Париж. Здесь создавались полулегальные или тай­ные общества, издавались газеты, журналы и книги коммунисти­ческого направления, проводились собрания сторонников социализма и коммунизма.

Республиканское движение, сильное во Франции со времен революции, все более приобретало социальную окраску, усваивая ряд коллективистских идей. Идея политической революции все чаще соединялась с идеей революции социальной, политико-правовые проблемы все теснее увязывались с проблемами собственности, имущественных гарантий прав и свобод, с обостряющимся вопро­сом о противоречиях труда и капитала. В начале 40-х гг. в журнале республиканского направления "Братство" утверждалось, что на­родный суверенитет должен найти свое выражение не только в конституции, но и в экономических отношениях.

Все социалисты и коммунисты порицали развивающийся ка­питализм и резко критиковали свойственные ему пороки. Капита­лизму противопоставлялись проекты идеального строя. Разное пред­ставление об идеалах и способах их достижения породило ряд школ и кружков. Кроме фурьеристов, сен-симонистов, оуэнистов, бабувистов существовало множество других направлений, сочетавших идеи разных школ либо разрабатывавших оригинальные доктрины. Социалистические и коммунистические теории XIX в. содер­жали новые идеи, отличавшие их от предшествующих доктрин.

Большинство социалистов и коммунистов придавало большое значение промышленному перевороту.

Оуэн подчеркивал, что внедрение машин в производство созда­ло в Англии (и во всем мире) совершенно новое общество и подго­товило условия перехода к строю коммун (ассоциаций). С помощью крупного производства, писал Фурье, человечество могло бы мино­вать самые злосчастные периоды своей истории, скоро перейдя к высшим этапам развития. Вся теория Сен-Симона и сен-симонис­тов основана на идее развития экономики, становления нового "промышленного общества".

В литературе с 20-х гг. XIX в. твердо обозначилась тенденция поиска содержания истории, закономерностей общественного раз­вития, обусловливающих неизбежность социализма и коммунизма. Стремление создать социальную науку, подобную физике, было свойственно Сен-Симону и его ученикам. Изучению закономернос­ти истории большое значение придавал Фурье, разработавший оригинальную концепцию общественного развития. Свою систему Оуэн оценивал как важное научное открытие, основанное на изучении со­временного общества и его предыстории.

Поиск научной теории социализма и коммунизма резко повы­сил интерес к истории, к определению этапов развития общества и закономерностей перехода от одного этапа к другому, к политичес­кой экономии (изменение форм собственности, технико-экономичес­ких условий производства и т.п.). Прудон утверждал, что социализм становится научным только тогда, когда опирается на выводы по­литэкономии (все остальные виды социализма он считал утопичес­кими). Стремление научно осмыслить промышленный переворот, раз­работать "новую теорию социальной и политической экономии", ос­нованную на понятии причинно обусловленной закономерности (Пеккёр), в каждой из влиятельных школ вело к неодинаковым те­оретическим результатам (по-разному определялись факторы про­гресса или регресса, а также содержание самой истории и ее эта­пов и др.), но общим выводом оставалось признание неизбежности общества, свободного от эксплуатации человека человеком, основан­ного на всеобщем труде, гарантированных правах и свободах, мате­риальном достатке и высокой духовной культуре.

В то же время было немало сторонников социализма, видев­ших в нем осуществление не "науки", а заповедей Христа или пред­писаний общечеловеческой морали либо здравого смысла. Высказы­вались также опасения в отношении доктринерского подхода к соци­ализму.



Все социалисты и коммунисты XIX в. подчеркивали деление общества на классы, их противоречия и борьбу.

Предыдущая история человечества обычно определялась ими как история эксплуатации человека человеком, угнетения и сопро­тивления, борьбы между антагонизмом и ассоциацией. Уже для рес­публиканской прессы 30—40-х гг. были характерны противопостав­ления: "аристократия богатства — народ", "буржуазия — трудя­щиеся". Социалисты и коммунисты отчетливо видели экономические основы классового деления общества и эксплуатации пролетариата буржуазией.

Поскольку общество без классов, эксплуатации и угнетения отмечали социалисты и коммунисты, отвечает прежде всего инте­ресам пролетариата, некоторые из них призывали обращаться с про­пагандой коммунизма только к рабочему классу. Не редки были призывы к соединению пролетариев для борьбы за свое осво­бождение.

Представления социалистов и коммунистов первой половины XIX в. о современном и будущем государстве, а также о его роли в переходе к идеальному обществу были очень разнообразны. Уделяя главное внимание социальным проблемам, значитель­ная часть теоретиков социализма и коммунизма относилась отри­цательно или безразлично к политике, государству и праву.

Некоторые социалисты рассчитывали на помощь современного им государства в проведении социальных реформ. Сен-Симон писал, что «промышленный класс» должен соединить свои усилия с ко­ролевской властью для установления промышленного режима, т.е. режима, при котором наиболее видные промышленники составят первый класс в государстве и получат в свои руки управление го­сударственным достоянием. При этом предполагалось, что в сис­теме представительных учреждений, окружающих монарха, будут созданы полновластные палаты промышленников и ученых. Такая "промышленная монархия", считал Сен-Симон, способна обеспечить переход к промышленной системе, в которой место управления людь­ми займет система управления вещами.

Более распространены были среди социалистов и коммунистов надежды на помощь демократически преобразованного государства. Социалистическая мысль 30—40-х гг. испытала сильное влия­ние чартизма — широкого движения рабочего класса Англии за всеобщее избирательное право (для мужчин). Чартисты (до 1851 г., когда движение пошло на убыль) не были сторонниками социализ­ма, но были убеждены, что рабочий класс Англии, завоевав всеоб­щее избирательное право, станет хозяином в стране.



Идею всеобщего избирательного права поддерживал очень по­пулярный до 1848 г. французский социалист Луи Блан (1811—1882), книга которого "Организация труда" (1840 г.) неоднократно переизда­валась.

Блан полагал, что демократическое (основанное на всеобщем избирательном праве) государство станет "банкиром бедных". При помощи правительственного кредита рабочие организуют производ­ственные ассоциации в промышленности и в сельском хозяйстве, осуществив тем самым право на труд и ликвидировав эксплуата­цию пролетариата ("последнюю форму рабства"). На первое время правительство поможет рабочим мастерским и ассоциациям нала­дить организацию труда; затем они будут действовать на началах самоуправления. Но сотрудничество с буржуазным правительством в 1848 г. глубоко и окончательно скомпрометировали Блана.

Почти одновременно с книгой Блана Этъен Кабе (1788—1856) издал знаменитый в свое время социально-философский роман "Пу­тешествие в Икарию" (1840 г.).

Необходимым предварительным условием осуществления ком­мунизма Кабе считал развитие демократии, расчищающей дорогу для равенства. Важное значение он придавал установлению всеоб­щего избирательного права как предпосылке всех других реформ, особенно социальной. Кабе считал возможной и необходимой дик­татуру временного правительства, если оно одобрено народом и дей­ствительно опирается на народ. Среди мер, призванных подготовить переход к коммунизму, Кабе называл отмену наследования по бо­ковой линии, отмену права завещания, выкуп государством част­ных имуществ, прогрессивный налог, организацию при поддержке правительства рабочих ассоциаций, коммун, больших национальных мастерских.

Первое открытое собрание коммунистов ("банкет коммунистов в Бельвиле 1 июля 1840 г." — около 1200 участников) поддержало идею насильственной социальной революции, ведущей к установ­лению народной диктатуры, цель которой — "реальное и совершен­ное равенство". Для достижения этой цели временное революцион­ное правительство должно сосредоточить руководство всем произ­водством в руках государства, организовать национальные мастер­ские, законодательно ввести 8-часовой рабочий день и провести другие меры, облегчающие положение трудящихся, направленные на строительство коммунизма.

Один из организаторов "банкета коммунистов" Теодор Дезами (1803—1850) в книге "Кодекс общности" (1842—1843 гг.) и в ряде статей в журналах выступал против всеобщего избирательного права и парламентской борьбы, называя их буржуазным обманом. Он обо­сновывал необходимость пролетарской революции и диктаторского правительства на период перехода к коммунизму. На время этого перехода должны быть созданы военные лагеря из вооруженных молодых людей, подавляющих сопротивление свергнутых классов; из таких лагерей впоследствии организуются промышленные армии.

Аналогичные идеи высказывал Луи Огюст Бланки (1805—1881). Под влиянием бабувистских идей Блан­ки писал о революционной власти народа, называя народом "сово­купность граждан, которые трудятся". Революционное правитель­ство должно создать условия для перехода общества через ассоци­ации и просвещение к коммунизму.

Среди сторонников революционного перехода к коммунизму был Вильгельм Вейтлинг (1808—1871). Революция мыслилась им как стихийный бунт, партизанская война, разгром буржуазного обще­ства армией из 20—40 тыс. люмпен-пролетариев.

Многие сторонники социализма и коммунизма тех лет были противниками новой революции, отвергали диктаторские и насиль­ственные способы создания нового общества, утверждая, что такие способы не достигнут цели и только скомпрометируют идеи социализма и коммунизма. Еще сохранялась память о терроре времен Французской революции, а ее социально-политические последствия были наглядны и ощутимы: развитие капитализма, установление империи, а затем восстановление монархии. Многие социалисты и коммунисты полагали, что революции порождают лишь произвол и разрушение; за революциями неизбежно следуют реставрации и усиление реакции.

Сен-симонисты относились к революции как к страшной ката­строфе, бессмысленно разрушающей промышленность, учреждения науки и искусства, раскалывающей общество.

Проблемы государства и права занимали немалое место в пред­ставлениях теоретиков социализма и коммунизма о будущем иде­альном строе.

Одни теоретики полагали, что при коммунизме будет существо­вать демократическое государство. Наиболее детально такое госу­дарство описано Кабе. Описанное Кабе государство представляло собой попытку соединить научное руководство обществом с народовлас­тием, ведущую роль ученых — с институтами традиционной демок­ратии.

Идеалом других теоретиков была не традиционная демократия, а научная организация управления обществом. В наибольшей мере это стремление присуще Сен-Симону и сен-симонистам (Базар, Родриг, Анфантен). В промышленном обществе не будет управления людьми, господства и подчинения. Их место займет централизованная система управления производством, подчиненным единому пла­ну. Банки будут становым хребтом общественной организации про­изводства. Носителями управленческой власти, которая сменит пра­вительственную, станут ученые, промышленники, художники, со­ставляющие иерархию, возглавляемую Академией наук, "Советом Ньютона" (в нем представлены математики, физики, экономисты).

Различные варианты соединения науки, индустрии, искусства в управлении коммунистическим обществом разрабатывали неко­торые другие теоретики. Вейтлинг, например, писал о верховном органе управления — "Трио" (знатоки философской медицины, фи­зики и механики), о центральных и местных коллегиях мастеров, при которых состоят академии из ученых. Общий и местные советы здравоохранения ведают не только здоровьем населения, но и ис­правлением преступников (преступление должно влечь не наказа­ние, а лечение). Все должности в организации управления будут замещаться на основе конкурса.

Много споров среди теоретиков социализма и коммунизма было о принципах распределения (в переходный период и в идеальном обществе). Стремясь привлечь имущих к организации фаланг (про­изводственно-потребительских объединений), Фурье предлагал на первое время распределение доходов по формуле: 1/12 — труду, 4/12 — капиталу, 1/12 — таланту. Сен-симонисты отстаивали распределение по труду; многие же социалисты и коммунисты (Блан, Кабе) — по потребностям. Вейтлинг предлагал сочетать эти показатели (необ­ходимое и полезное — по потребностям, приятное — по "коммер­ческим часам", отработанным сверх общеобязательных шести ча­сов в сутки). Взвесив достоинства и недостатки всех возможных принципов распределения, Константен Пеккёр в книге "Новая те­ория социальной и политической экономии" (1842 г.) обосновал це­лесообразность принципа равного вознаграждения за социально-экономические и одинаково хорошо выполняемые функции, пред­ложив до полной реализации этого принципа разработку и утверж­дение народным представительством различных тарифов, в соот­ветствии с которыми будет осуществляться вознаграждение за труд.

Продолжительность переходного периода определялась комму­нистами и социалистами по-разному.



Бабувисты считали, что он продлится в течение жизни одного-двух поколений (поскольку отменяется право наследования). Кабе писал, что переход к коммунизму займет от 20 до 50, даже до 100 лет, но он может быть сокращен с помощью просвещения.

Все коммунисты связывали становление и успехи нового строя с просвещением. Даже Бланки, наиболее решительный сторонник революционных методов низвержения имущих классов, утверждал, что коммунистический строй установится нескоро, ибо "коммунизм несовместим с невежеством"; "нет прочной революции без просве­щения".

Многие теоретики социализма и коммунизма полагали, что в будущем обществе вообще не будет надобности в управлении и при­нуждении.


Каталог: doc
doc -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
doc -> Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с
doc -> Международная организация труда
doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница