Лекция №10 Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности Учебные вопросы



Скачать 123.01 Kb.
страница1/2
Дата09.03.2018
Размер123.01 Kb.
ТипЛекция
  1   2

Лекция №10

Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности
Учебные вопросы:

  1. Состояние основных направлений формирования информационного общества в России.

  2. Усиление противоборства в информационной сфере.

  3. Основные вызовы и угрозы информационной безопасности России на ближайший период.

  4. Первоочередные мероприятия по обеспечению информационной безопасности России.

  5. Перспективы развития информационного общества.

1. Состояние основных направлений формирования информационного общества в России

По мнению специалистов, причина снижения международного рейтинга России в области готовности к «электронному развитию» заключается в том, что это развитие осуществляется недостаточно высокими темпами по сравнению с другими странами мирового сообщества. Это связано главным образом с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы и межведомственной согласованности, а также с низкими темпами информатизации общества во многих регионах страны и возрастанием в результате этого уровня информационного неравенства между передовыми и отсталыми регионами.

Количественные оценки при составлении рейтинга осуществлялись, как и ранее, по 10-балльной шкале. При этом учитывались следующие интегрированные показатели, вес которых указан в скобках: развитие коммуникационной и технологической инфраструктуры (20%), готовность бизнеса к электронному развитию (15%), социальное и культурное развитие (15%), правовое обеспечение электронного развития (10%), государственная политика (15%), использование ИКТ потребителями (25%).



Готовность потребителей и бизнеса. Главными потребителями ИКТ в России являются государство и крупные российские компании. Основной спрос приходится на предприятия связи, финансовой и нефтегазовой сфер. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли используют ИКТ в существенно меньшей степени. Недостаточно обеспечены современными ИКТ силовые министерства и ведомства, строительная промышленность, сельское хозяйство, образование, медицина и сфера культуры. Здесь явно сказывается дефицит специалистов, владеющих ИКТ, а также низкий уровень компьютерной грамотности и информационной культуры занятого населения, неоправданно большие сроки амортизации компьютерной техники.

2. Усиление противоборства в информационной сфере

Одной из серьезных угроз в сфере информационной безопасности России сегодня является информационная война, которая все более активно ведется против нашей страны со стороны стран Запада, в особенности США, а также некоторых стран Восточной Европы (Польша, Украина, страны Балтии). Об эффективности этой войны и того ущерба, который она наносит престижу России на международной арене, наглядно свидетельствуют многочисленные факты искаженного освещения в западных СМИ известных событий, связанных с военной агрессией Грузии против Южной Осетии в августе 2008 г. В результате этого реакция многих стран и международных организаций на эти события оказалась неадекватной и потребовала значительных усилий со стороны руководства России по информационному противодействию.

Другим примером может служить освещение в западных СМИ проблем транспортировки российского газа в Европу через территорию Украины. Нарастает на Западе и процесс фальсификация событий новейшей истории, связанных с участием России во Второй мировой войне и ее ролью на мировой арене в послевоенный период.

Русскоязычное информационное пространство в ближнем и дальнем зарубежье продолжает сокращаться в результате политики, проводимой сопредельными государствами. Прекращена трансляция телевизионных передач на русском языке в Армении и Азербайджане. На Украине запрещен показ на русском языке кинофильмов и телевизионных программ, включая кабельное телевидение. Сокращается количество русскоязычных школ в Грузии, на Украине и в странах Балтии. В то же время русскоязычное пространство за рубежом является необходимым условием для распространения влияния российской культуры, духовных ценностей, науки, образования и технологий в зарубежных странах, многие из которых хотели бы более активно развивать свое сотрудничество с Россией. Особенно возрастает роль русского языка в условиях формирования единого экономического пространства СНГ и создания сил коллективной обороны.

Все это свидетельствует о необходимости системной организации эффективного противодействия современным угрозам для нашей страны в сфере информационного противоборства.

3. Основные вызовы и угрозы информационной безопасности России на ближайший период

В области развития информационного общества в России. Уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования ИКТ-технологий в общественном производстве, государственном и региональном управлении еще не соответствует задачам инновационного развития страны, повышения ее конкурентоспособности, диверсификации экономики, повышения благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности. По основным показателям Россия существенно уступает развитым странам мира, и это отставание продолжает нарастать.

В ближайшие годы необходимо сосредоточить усилия на устранении инфраструктурных диспропорций между центром и регионами с тем, чтобы снизить остроту проблем «цифрового неравенства» и «информационной бедности» в России. Ключевую роль в решении этих проблем должны сыграть региональные программы информатизации, внедрение соответствующих образовательных стандартов и программ, развитие непрерывного образования. Необходимо также правильно организовать рынок информационных услуг, сделать его по-настоящему конкурентным.

По оценкам специалистов, надежды, связанные с развитием ИКТ, удешевлением оборудования и программных средств, пока себя не оправдали. Исследования показывают, что информационное неравенство не только между отдельными людьми, но и между регионами в процессе развития информационного общества быстро нарастает и может стать одной из причин углубления социального неравенства. В то же время в стране все еще не налажено производство собственной конкурентоспособной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники. В результате этого зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных ИКТ, по оценкам специалистов, является слишком высокой.

Планирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности. Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 г. утверждена Президентом страны еще в феврале 2008 г. Однако план реализации этой Стратегии до сих пор не согласован и не введен в действие. Экспертная оценка содержания проекта этого плана, выполненная специалистами РАН в апреле 2008 г., показала, что он представляет собой набор фрагментарных мероприятий, слабо между собою связанных и не нацеленных на достижение заданных в Стратегии контрольных значений показателей развития информационного общества к 2015 г. Механизмы и этапы достижения этих значений в плане не показаны. Это особенно тревожно, поскольку многие показатели Стратегии достижимы лишь при очень интенсивной их реализации. Сроки выполнения ряда мероприятий плана неоправданно затянуты и содержат лишь подготовку докладов в Правительство по отдельным вопросам, а не проведение самих мероприятий.

Практически полностью отсутствует в плане кадровая составляющая. Кроме переподготовки учителей информатики и модернизации программ обучения информатике в школах, никаких других мероприятий в нем не предусмотрено. В то же время страна испытывает острый недостаток специалистов в области информатизации общества и развития информационного сектора экономики. Отсутствует в плане и раздел, направленный на создание экономических стимулов развития информационного общества в России. Не предусмотрена корректировка действующих региональных и ведомственных программ информатизации с целью их согласования с основными положениями Стратегии развития информационного общества и заданными в ней контрольными значениями показателей. В то же время план содержит целый ряд мероприятий ведомственного характера, напрямую не связанных с реализацией Стратегии развития информационного общества в России.



4. Первоочередные мероприятия по обеспечению информационной безопасности России

В области государственной политики обеспечения информационной безопасности. Для координации совместных действий государства, бизнеса и гражданского общества в области информационной безопасности представляется необходимым разработать Стратегию обеспечения информационной безопасности России на период до 2020 г., в которой должны быть определены приоритетные цели, задачи и контрольные показатели мер противодействия информационным угрозам. Стратегия должна предусматривать организацию системного мониторинга ситуации в сфере информационной безопасности и подготовку ежегодного Национального доклада правительства России по этой проблеме Президенту России и Совету безопасности РФ.

В области развития информационного общества в России. Правительству РФ необходимо доработать и представить в Совет по развитию информационного общества план реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в котором должны быть предусмотрены следующие основные мероприятия:

- организация мониторинга развития информационного общества в России и в ее отдельных регионах с оценкой степени достижения контрольных значений показателей, определенных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации;

- подготовка ежегодного Национального доклада правительства РФ по развитию информационного общества и его представление Совету по развитию информационного общества при Президенте РФ;

- разработка программы кадрового обеспечения мероприятий по реализации Стратегии развития информационного общества в России;

- разработка концепции и программы обеспечения доступа населения России к социально значимым информационным ресурсам;

- создание центров дистанционного обучения детей-инвалидов через интернет;

внесение изменений в программы информатизации регионов, министерств и ведомств РФ для обеспечения реализации Стратегии развития информационного общества в России;

- разработка программы развития технопарков ИКТ при крупных вузах;

- разработка концепции библиотечного обслуживания учащихся и программы информатизации школьных и сельских библиотек, их подключения к интернету;

- разработка концепции и программы формирования новой информационной культуры личности и общества, а также развертывания соответствующей просветительской работы;

- создание общественно-государственного фонда поддержки социально значимых информационных ресурсов;

- выполнение планов по подключению всех населенных пунктов страны к системе стационарной телефонной связи, а также по созданию точек коллективного доступа в интернет в населенных пунктах с численностью жителей более 500 человек;

- внесение корректив в национальные проекты «Образование» и «Здоровье», а также в ФЦП «Электронная Россия» с целью усиления их информационных компонентов;

- проведение в обществе разъяснительной компании о значении, целях и задачах формирования в России информационного общества.

Комплексный характер проблем информационной безопасности и высокая динамичность процессов в информационной сфере российского общества требуют повышения уровня координации совместных действий государства, бизнеса и гражданского общества в области обеспечения информационной безопасности. Для решения этой задачи необходима разработка Стратегии обеспечения информационной безопасности России на период до 2020 г., в которой должны быть определены цели, задачи и контрольные показатели мер противодействия современным информационным угрозам. В настоящее время такая Стратегия отсутствует, а мониторинг ситуации в данной области практически не осуществляется.

Проблема информационной безопасности России является важной частью более общей проблемы обеспечения национальной безопасности страны и существенным образом зависит от стратегии действий государства в этой области. В настоящее время указом Президента России от 13 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. Этот документ подготовлен с учетом современных вызовов и угроз для нашей страны и содержит конкретные определения этих угроз по отдельным направлениям, а также меры противодействия этим угрозам. Это создает реальную основу для разработки Стратегии обеспечения информационной безопасности РФ, которая должна стать важнейшим руководящим документом для комплексного планирования действий по обеспечению национальной безопасности России в информационной сфере, где в последние годы появились новые вызовы и угрозы.

Активизация процессов развития информационного общества в России обостряет многие проблемы информационной безопасности государства, человека и общества и требует адекватных мер противодействия не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также на уровне корпораций, предприятий и общественных организаций, практически во всех сферах социальной активности общества. Одной из наиболее острых проблем здесь сегодня является цифровое неравенство российских регионов, которое в ближайшие годы должно быть существенным образом сокращено.

С этой целью, помимо дальнейшего развития информационной инфраструктуры, необходима также и организация соответствующей просветительской работы в обществе, а также комплексное решение задач кадрового обеспечения мероприятий по формированию в России информационного общества и обеспечению информационной безопасности страны.



Каталог: company -> personal -> user -> 8437 -> files -> lib -> Развитие%20информационного%20общества -> Лекции
Лекции -> Лекция №7 Международное сообщество о политике в области государственной информации, являющейся общественным достоянием
user -> Лекции по социологии
user -> Предмет, метод и функции геополитики
user -> Лекция Брак и семья
user -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «этика. Эстетика» для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения
Лекции -> Развитие информационного общества


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница