Лекция 1 Общие сведения о системах и системном анализе



Скачать 248.5 Kb.
страница1/19
Дата03.06.2018
Размер248.5 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Лекция 1

Общие сведения о системах и системном анализе
Общие сведения о системном анализе. Понятие системы. Классификация систем. Динамические системы и семейство их реакций. Линейные системы. Система типа «черный ящик» и кибернетические системы. Понятие о нелинейных и нестационарных системах. Основные принципы системных исследований
Общие сведения о системном анализе
Системный анализ, 1) в узком смысле — совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного, технического характера. 2) В широком смысле термин «С. а.» иногда (особенно в англоязычной литературе) употребляют как синоним системного подхода.

  Привлечение методов С. а. для решения указанных проблем необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределённости, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы С. а. направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Специалисты по С. а. только готовят или рекомендуют варианты решения, принятие же решения остаётся в компетенции соответствующего должностного лица (или органа).

  Интенсивное расширение сферы использования С. а. тесно связано с распространением программно-целевого метода управления, при котором специально для решения важной проблемы составляется программа, формируется организация (учреждение или сеть учреждений) и выделяются необходимые материальные ресурсы. Первой широкой программой такого рода явился план ГОЭЛРО, разработанный в 1920 на основе указаний В. И. Ленина. Накопленный при этом опыт был применен при осуществлении индустриализации СССР, составлении пятилетних планов развития народного хозяйства и т. д.

  В развитых капиталистических странах, и прежде всего в США, применение С. а. в сфере частного бизнеса началось с 50-х гг. 20 в. при решении таких задач как распределение производственных мощностей между различными видами изделий, определение будущей потребности в новом оборудовании и в рабочей силе той или иной квалификации, прогнозирование спроса на различные виды продукции и т. д. Одновременно С. а. всё шире проникает и в сферу управленческой деятельности государственного аппарата, прежде всего при решении проблем, связанных с развитием и техническим оснащением вооружённых сил и с освоением космоса. Методы С. а. использовались в США при проведении программ создания реактивного бомбардировщика В-58, стратегических ракет и средств ПВО, при сравнительной оценке систем вооружения и др.

  В 1972 в Лаксенбурге, близ Вены, создан Международный институт прикладного С. а. (IIASA), в котором участвуют 12 стран (в т. ч. СССР и США); он ведёт работу по применению методов С. а. преимущественно к решению проблем, требующих международного сотрудничества (например, охрана окружающей среды, освоение ресурсов Мирового океана, совместное использование пограничных водных бассейнов).

  Основой С. а. считают общую теорию систем и системный подход. С. а., однако, заимствует у них лишь самые общие исходные представления и предпосылки. Его методологический статус весьма необычен: с одной стороны, С. а. располагает детализированными методами и процедурами, почерпнутыми из современной науки и созданными специально для него, что ставит его в ряд с другими прикладными направлениями современной методологии, с другой — в развитии С. а. отсутствует тенденция к оформлению его в строгую и законченную теорию. В С. а. тесно переплетены элементы науки и практики. Поэтому далеко не всегда обоснование решений с помощью С. а. связано с использованием строгих формализованных методов и процедур; допускаются и суждения, основанные на личном опыте и интуиции, необходимо лишь, чтобы это обстоятельство было ясно осознано. Важнейшие принципы С. а. сводятся к следующему: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и чёткого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

  Центральной процедурой в С. а. является построение обобщённой модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям. С. а. опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления: операций исследование, метод экспертных оценок, метод критического пути, очередей теорию и т. п. Техническая основа С. а. — современные вычислительные машины и информационные системы.

  Методологические средства, применяемые при решении проблем с помощью С. а., определяются в зависимости от того, преследуется ли единственная цель или некоторая совокупность целей, принимает ли решение одно лицо или несколько и т. д. Когда имеется одна достаточно четко выраженная цель, степень достижения которой можно оценить на основе одного критерия, используются методы математического программирования. Если степень достижения цели должна оцениваться на основе нескольких критериев, применяют аппарат теории полезности, с помощью которого проводится упорядочение критериев и определение важности каждого из них. Когда развитие событий определяется взаимодействием нескольких лиц или систем, из которых каждая преследует свои цели и принимает свои решения, используются методы игр теории.

  Несмотря на то, что диапазон применяемых в С. а. методов моделирования и решения проблем непрерывно расширяется, С. а. по своему характеру не тождествен научному исследованию: он не связан с задачами получения научного знания в собственном смысле, но представляет собой лишь применение методов науки к решению практических проблем управления и преследует цель рационализации процесса принятия решений, не исключая из этого процесса неизбежных в нём субъективных моментов.

 

Лит.: Квейд Э., Анализ сложных систем, пер. с англ., М., 1969; Оптнер С. Л., Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем, пер. с англ., М., 1969; Новое в теории и практике управления производством в США, пер. с англ., М., 1971; США: современные методы управления, М., 1971; Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д., Системы и руководство, пер. с англ., М., 1971; Гвишиани Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972; Никаноров С. П., Системный анализ н системный подход, в кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1971, М., 1972; Акофф Р. Л., Планирование в больших экономических системах, пер. с англ., М., 1972; Янг С., Системное управление организацией, пер. с англ., М., 1972; Юдин Б. Г., Новые элементы в технологии капиталистического управления, «Вопросы философии», 1973, № 1; Клиланд Д., Кинг В., Системный анализ и целевое управление, пер. с англ., М., 1974; Systems thinking, ed. by F. E. Emery, Harmondsworth, 1969; Rivett P., Principles of model building. The construction of models for decision analysis, [Chichester], 1972; Hoos 1. R., Systems analysis in public policy. A critique, Berk., 1974. см. также лит. при статьях Система, Системный подход.


Системный анализ в узком смысле – совокупность методологических средств,

используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам в

конкретной области человеческой деятельности, в частности, в технической или

технологической.



Системный анализ в широком смысле иногда употребляют как синоним

системного подхода.

Привлечение методов системного анализа для решения сложных проблем необхо-

димо, прежде всего, потому, что в процессе принятия решений приходится осущест-

влять выбор в условиях неопределенности, которая обусловлена наличием факто-

ров, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы систем-

ного анализа направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов реше-

ния проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и

сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности.

В развитых капиталистических странах, и прежде всего, в США, применение сис-

темного анализа в сфере частного бизнеса началось с 50-х годов 20-го века. Одновре-

менно системный анализ все шире проникает и в сферу управленческой деятельнос-

ти гос. аппарата при решении проблем, связанных с развитием и техническим осна-

щением вооруженных

сил и с освоением космоса.

Основой системного анализа считают общую теорию систем и системный

подход. Системный анализ, однако, заимствует из них лишь самые общие представ-

ления и предпосылки его методологический статус весьма необычен: с одной сторо-

ны, системный анализ располагает детализированными методами и процедурами,

почерпнутыми из современной науки и созданными специально для него, что ста-

вит его в ряд с другими прикладными направлениями современной методологии,

с другой – в рамках системного анализа применяются нестрогие, основанные на ин-

туиции качественные суждения, оценки и методы, при этом, однако, необходимость

их использования в каждом случае специально обосновывается. В системном анали-

зе тесно переплетены элементы науки и практики.

Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему: процесс

принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования ко-

нечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую сис-

тему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необхо-

димы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели

отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

Центральной процедурой системного анализа является построение обобщен-

ной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной си-

туации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная

модель используется с целью выяснения близости результатов применения того

или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных за-

трат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к раз-

личным нежелательным внешним воздействиям.

Системный анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и

методов, широко используемых в современной деятельности управления. Техниче-

ская основа системного анализа – вычислительные машины и информационные сис-

темы.

Системный подход – направление методологии специально-научного познания,



в основе которого лежит исследование объектов как систем.


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница