Лекция 1 История социальной работы в России. Изучением курса "Введение в специальность"



страница1/9
Дата27.01.2018
Размер0.55 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Лекция 1 История социальной работы в России.

Изучением курса “Введение в специальность” студенты начинают постижение самой, пожалуй, молодой, и в то же время сложной профессии – специалист в области социальной работы.

Более подробно эта тема изучается в курсе “История социальной работы”. Задача ее изучения в данном курсе заключается не только и не столько в том, чтобы дать краткий курс истории вопроса. Студенты должны придти к пониманию того, что в силу специфики процессе становления социальной работы в России, специфики самой страны:

изучая и используя чужой опыт, мы не можем слепо копировать и перенимать его;

страна имеет свой богатый опыт оказания социальной помощи в различные исторические периоды, который не всегда хорошо изучен и используется.

Предпосылки возникновения социальной работы

На протяжении многих столетий во всем мире осуществляется в разных формах и различных сочетаниях многосторонняя государственная, общественная, религиозная, общинная, частная деятельность по оказанию помощи человеку, оказавшемуся в трудной, а часто и кризисной ситуации. Начало этой деятельности, названной на пороге нашего века “социальной работой”, специалисты относят ко 2-му тысячелетию до нашей эры.

Так, уже в 1750 г. до н.э. правитель древнего Вавилона Хаммурапи издает Кодекс (закон) справедливости, который включает требование, чтобы люди помогали друг другу во время лишений. А в письменных источниках древней Иудеи, относящимся к 1200 г. до н.э., говорится, что Бог ожидает от иудеев, что они будут помогать бедным и несчастным. Таким образом, первая форма социальной помощи – помощь бедным на основе благотворительности. Русскому понятию “благотворительность” соответствует слово, пришедшее из греческого языка, - филантропия, т.е. человеколюбие, помощь нуждающимся. На начальном этапе это была, в основном, частная благотворительность, осуществлявшаяся в системе “богатый – бедный”.

С укреплением роли и могущества христианской церкви она стала организатором и координатором социальной помощи бедным. При церквях и монастырях открывались школы, больницы, приюты для незаконнорожденных, сирот, престарелых и инвалидов, решались, в определенной степени, не только социально-бытовые, но и социально-педагогические задачи (воспитания, образования, научения профессии, трудоустройства). Церковь организовывала сбор средств для решения этих задач, а также личностной помощи нуждающимся, формировала довольно широкий слой активистов из числа прихожан, которые помогали ей в этой работе. И сегодня христианская церковь ведет большую социальную работу.

Однако в процессе развития общества становилось ясно, что для оказания помощи всем нуждающимся усилий частных лиц и церкви было недостаточно. Уже в средние века в Европе этими вопросами занимаются и местные органы власти, и государственные органы. В то же время существовала дискриминация бедных: создавались особые районы их расселения, полиция для бедных.

В 18 веке под влиянием идей просвещения происходит усиление внимания к проблемам бедности, что отражается в законодательстве многих стран.

Развитие капитализма, быстрый промышленный рост приводили к таким последствиям, как перенаселенность городов, ужасные жилищные условия в трущобах, высокую детскую смертность. Это вызвало к жизни широкое общественное движение в защиту бедных, больных и бесправных, которое стало особенно сильным в начале 19 века. Оформляется и развивается деятельность социальных групп, которые начинают борьбу за свои права, за улучшение своего положения – рабочее и женское движения.

Под влиянием рабочего движения в большинстве стран Европы стали разрабатываться программы страхования рабочих, которые были законодательно оформлены во 2-й половине 19 века и легли в основу современной системы социального страхования. Однако первоначально страхование рабочих не обеспечивало нужной помощи, местные общины по-прежнему были обязаны выплачивать пособия беднякам. Продолжается дискриминация тех, кто вынужден был прибегать к такой помощи. В большинстве стран Европы и, в частности, в Германии они были, например, лишены права голосовать.

Женское движение ставило и решало (правда, достаточно медленно) вопросы дискриминации женщин вообще, женского труда в частности, социальной помощи многодетным, неполным семьям и т.д.

В США в 1899 году Джейн Адамс, одна из основоположниц теории и практики социальной работы, начала помогать переселенцам, оказавшимся в Америке без жилья, работы и знания языка. Это были зачатки социальной работы с мигрантами.

При всем разнообразии форм этой работы это были все еще разрозненные действия добровольцев-энтузиастов в защиту прав обездоленных и бесправных, приносившие определенный успех.

В то же время в обществе зрело понимание, что одних таких действий недостаточно. Во 2-й половине 19 века создаются первые общественные организации специально для социальной работы. Это была попытка ввести разрозненную работу в организованное русло. Примером может служить Армия спасения, созданная священником Уильямом Бутсом в 1865 году в Англии для оказания материальной и моральной помощи обездоленным. Эта христианская организация за время своего существования распространила свое влияние на весь мир: 3 миллиона ее членов работают в 96 странах на 127 языках, в том числе и в России.

Таким образом, в 19 веке формируются предпосылки для возникновения социальной работы как профессии:

практика показала, что добровольная филантропия не решает все задачи социальной помощи населению;

начинается переход от личной благотворительности к работе специально созданных для этих целей организаций;

появляются новые формы благотворительности (например, помощь беженцам и переселенцам);

обездоленные начинают активно вести борьбу за свои права, что ускоряет становление социальной работы;

создаются государственные и муниципальные формы оказания помощи нуждающимся.

Возникновение социальной работы как профессии

В конце 19 – начале 20 веков происходит переход от добровольной благотворительности к научной и профессиональной филантропии. Началась борьба за то, чтобы армия добровольных работников стала профессиональной, получала гарантированный заработок и соответствующую подготовку. В Европе деятельность в новой развивающейся профессиональной сфере была обозначена как “социальная медицина”. В Северной Америке общепринятым термином еще в начале века стал термин “социальная работа”. Основными областями социальной работы на ранних этапах были “личность в среде”, “личность в ситуации”.

Первоначально социальную работу поддерживали и развивали преимущественно благотворительные общества и союзы. Со временем создается государственная служба социальной помощи населению. Для координации и объединения своих усилий социальные работники стали объединяться в масштабах страны. Так, в 1917 году в США была зарегистрирована первая организация социальных работников, которая в 1921 году была преобразована в Американскую ассоциацию социальных работников, существующую и поныне. Профессиональные объединения создаются и в европейских странах.

Предъявляются весьма общие, и, в то же время, довольно высокие требования к субъекту этой деятельности – социальному работнику, формулируются первые кодексы, профессиональные заповеди социальных работников. Принципы, впервые сформулированные в этих документах, лежат в основе современных кодексов этики социального работника, которые приняты практически в каждой стране.

Для того, чтобы социальные работники соответствовали этим высоким требованиям, организуется профессиональное обучение. В Германии обучение социальных работников началось в 1893 году, в Великобритании – в 1896. К началу 20 века в Европе и Америке работало уже 14 школ социальных работников.

Первая половина 20 века стала периодом становления и развития социальной работы не только как профессиональной деятельности, но и как науки, и учебной дисциплины. Развитие социальной работы идет по трем основным направлениям:

продолжение практики социальной работы, выявление и разработка ее теоретических проблем;

выделение в других смежных теоретических и практических дисциплинах, таких, как медицина, социология, политология и другие политические науки, психология, областей, близких к социальной работе, что, несомненно, обогащая и эти науки, вело к разработке теории и практики социальной работы;

поиск и развитие новых форм самой социальной работы, международного сотрудничества в этой области. Так, в 1919 года в рамках Версальского договора создается Международная организация труда (МОТ), а в 1928 году – Постоянный секретариат социальных работников, который действовал до Второй мировой войны.

Таким образом к концу этого периода в большинстве развитых стран:

создаются национальные системы социальной защиты;

устанавливаются связи социальной работы с такими аспектами социальной политики государств, как здравоохранение, образование, занятость.

Новый важный этап в развитии социальной работы наступает в середине 20 века. В большинстве развитых стран мира среди основных целей социальной политики появилось такое понятие, как “социальная защита”. Термин “социальная защита” (социальная безопасность) был впервые применен в 1935 году в законодательном акте США “Законе о социальной безопасности”. В тот период социальная безопасность трактовалась оказание систематической помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В дальнейшем рамки этого понятия были расширены, сюда были включены гарантирование минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, охрана труда и заработной платы и др. Результатом становится окончательное оформление национальных систем социальной защиты населения.




Каталог: userdata -> manual -> doc
doc -> «Гендерология и феминология»
doc -> Рабочая учебная программа по курсу «Культурология» для студентов факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
doc -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
doc -> Конспекты лекций социология (курс лекций)
doc -> «этические основы социальной работы»
doc -> Лекция №1 Вводная: Молекулярный и клеточный уровни организации биологических систем. Биология -как наука
doc -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
doc -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
doc -> Задачами курса являются
doc -> Контрольная работа Вопросы контрольной работы №1


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница