Лекция № Введение в экспериментальную психологию



Дата30.06.2018
Размер39.4 Kb.
ТипЛекция

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов в рамках лекционного курса


  1. Тематика лекций

Модуль 1. Методология и методы психологического исследования
Лекция № 1. Введение в экспериментальную психологию.
Выделение экспериментальной психологии как самостоятельной науки. Место экспериментальной психологии в системе психологических знаний. Понимание экспериментальной психологии на современном этапе развития науки. Значения термина «экспериментальная психология» по В.Н. Дружинину.
История становления экспериментальной психологии. Вклад в становление экспериментальной психологии И.Ф. Гербарта, В. Вундта, Г.Т. Фехнера, Э.Г. Вебера, Г. Гельмгольца, Э. Титченера. Основные направления психологии начала 20в.: бихевиоризм, гештальтпсихология, функционализм. Вклад Г.Эббингауза, ДЖ. Келли, К. Пирсона в развитие экспериментальной психологии. Отечественная экспериментальная психология начала 20в.
Этические принципы проведения психологических исследований. Этический кодекс Британского общества психологов (1990г), Этический кодекс Российского психологического общества (2003г.). Принцип ненанесения ущерба клиенту; принцип компетентности психолога; принцип беспристрастности психолога; принцип конфеденциальности деятельности; принцип осведомлённого согласия.
Лекция № 2. Методологическое обеспечение психологического исследования.
Общее представление о методологии науки. Термин «наука», основные характеристики науки. Понятие и уровни методологии. Характеристика естественно-научной и гуманитарной парадигм в методологии психологии.
Понятие и этапы исследования. Виды психологического исследования: эмпирические и теоретические; фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные (по характеру); поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие (по цели). Этапы научного исследования.
Научная проблема и гипотеза исследования. Проблема исследования. Гипотеза исследования и виды гипотез, признаки продуктивной гипотезы.

Лекция № 3. Метод наблюдения.
Общая характеристика метода наблюдения. Отличия метода наблюдения от пассивного созерцания. Специфика наблюдения как научного метода. Методика наблюдения. Сложности наблюдения.
Виды наблюдения. Несистематическое и систематическое (по способу организации); сплошное и выборочное, поисковое и направленное на проверку гипотез (по целям наблюдения); непосредственное и опосредованное (по использованию средств); лонгитюдное, периодическое и единичное (по способу хронологической организации).
Программа наблюдения. Выбор единиц наблюдения. Категоризированное наблюдение. Получение количественных оценок в ходе наблюдения. Способы записи наблюдений: сплошной протокол, дневниковая запись, стандартный протокол. Поведенческий портрет как результат наблюдения.
Лекция № 4.. Вербально-коммуникативные методы.
Общая характеристика вербально-коммуникативных методов. Классификация вербально-коммуникативных методов: очные и заочные (по характеру взаимосвязи); стандартныеи нестандартные (по степени формализации); одноразовые и многоразовые (по частоте проведения). Опрос как процесс общения. Специфические черты опроса (целенаправленность, ассиметричность, опосредованность. Причины получения недостоверных результатов в ходе опросов.
Беседа. Общая характеристика. Беседа как способ человеческого общения. Виды беседы: клиническая, вводная, экспериментальная, автобиографическая. Виды слушания. Фиксация результатов в беседе.
Интервью. Общая характеристика. Виды интервью: свободное, стандартизированное, полустандартизированное; клиническое, фокусированное; индивидуальное, групповое. Достоинства и недостатки метода интервью. Основные требования к интервьюеру.
Анкетирование. Общая характеристика. Формулировка вопросов анкеты, виды вопросов. Композиция и оформление анкеты. Процедура анкетирования и правила поведения анкетёра.

2. Рекомендации по подготовке к лекциям и конспектированию лекций


  1. Для лучшего восприятия лекционного материала, идя на лекцию, следует ознакомиться с разделом учебника, в котором представлен материал по изучаемой теме.




  1. Слушание лекции требует от студента определенного волевого напряжения, внимания, мышления, приложения усилий для запоминания. Сопоставляйте то, что вам рассказывается, с тем, что вы уже знаете по этому вопросу.




  1. На лекции особое внимание обратите на главный материал, который преподаватель подчеркивает голосом, неоднократным повторением или напоминанием о его обязательной записи, а также на выводы и обобщения, сделанные в заключительной части.




  1. Пишите текст конспекта просто и кратко. Структурируйте материал, выделяйте красные строки. Четко обозначайте заголовки и подзаголовки, пункты. Это систематизирует ваши записи и мысли, в будущем облегчит прочтение, усвоение и запоминание материала.




  1. Пишите только на правой стороне тетради, оставьте левую часть чистой. Изучив дополнительный материал, изложите на ней нужные положения, цитаты, примеры разъясняющего характера. Здесь же можно записывать мысли, возникшие во время слушания.




  1. Готовясь к очередной лекции, возобновите в памяти предшествующий материал, обдумайте выводы лектора, сделанные на предыдущих лекциях.

Каталог: sveden -> education
education -> Методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену направление подготовки
education -> Тема 7: Социальные изменения и процессы. Основные вопросы
education -> Рабочая программа дисциплины социальная психология для специальности
education -> Основные вопросы Определение понятия "культура". Особенности социологического анализа культуры
education -> Программа курса «История»
education -> Лекции: Понятие «здоровье»
education -> Аннотации к рабочим учебным программам дисциплин, реализуемых по направлению


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница