Лекция № воспитание в режиме повседневной жизни



Скачать 297.65 Kb.
страница1/11
Дата02.07.2018
Размер297.65 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Центр «Педагогический поиск» Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании 2009 год
Лекция № 4.

ВОСПИТАНИЕ В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Воспитание есть не что иное, как постоянное ежедневное вхождение ребенка к достижениям культуры, их непрерывное освоение, усвоение и присвоение. Культурные достижения воспроизводятся молодым поколением, расширяются, углубляются и дополняются новыми достижениями по мере овладения развивающейся культурой.

С позиции такого взгляда, «мероприятивному» воспитанию противостоит «целостное» воспитание, «эпизодическое» воспитательное влияние имеет своей противоположностью - «непрерывное», а отдельным актам воздействия противостоят «повседневные» взаимодействия воспитанника с окружающими его людьми.

Восхождение к высотам культуры совершается (должно совершаться) ежедневно: утром, когда ребенок открыл глаза и начинает активное взаимодействие с миром; днем, когда протекает интенсивная интеллектуальная деятельность на уроках; вечером, когда ребенок дома в кругу семьи и занят каким-то делом. Процесс воспитания и есть организуемая повседневная жизнь ребенка на уровне материальных и духовных достижений общечеловеческой культуры. Этот процесс постоянен и беспрерывен.



- Утром иду в школу. В руках тяжелая сумка с тетрадями. Меня обгоняет десятиклассник, здоровается и шагает впереди меня. Произношу вслух: «Какая тяжелая у меня оказалась сумка». Юноша оборачивается и предлагает свою помощь: «Татьяна Алексеевна, давайте я помогу вам донести!». Благодарю, передаю тяжелую ношу. Через неделю ситуация повторяется. Ярослав, увидев меня, сразу спешит на помощь. Помогал мне с удовольствием - я это видела.

Воспитание в режиме повседневной жизни - это такого рода организация всей сферы школьной жизнедеятельности, когда проживание школьниками жизни является процессом постоянного освоения, усвоения и присвоения достижений общечеловеческой культуры - неизменного и непрекращающегося восхождения на вершину современной культуры. А процесс такого восхождения (субстанция воспитания) есть не что иное, как ежедневная деятельность ребенка. Разумеется, присутствие педагога либо умного взрослого раздвигает горизонты повседневной жизни....



Ворона, крупная и сильная идет важно по дорожке парка... Навстречу ей движется кошка - по той же дорожке. Это видит педагог, останавливает детей, призывая их замереть в неподвижности и наблюдать... Приблизились два удивительных пешехода... Ворона вдруг остановилась, как будто размышляя. И - отпрыгнула в сторону, открывая кошке путь... Дети заохали и заахали: такого ещё не видали. А педагог: «Наверное, кошка - дама, а ворона - мужского пола. Потому такая галантность». Детям очень понравилось слово «галантность». На разные лады они повторяли: «Ворона - такая галантная... Это он, он галантный, как настоящий мужчина».

Круг жизненного опыта раздвинулся - благодаря присутствию педагога.

В сегодняшней школе господствует «простецкая» педагогика, озабоченная лишь тем, чтобы ребенок был послушным, не бегал, не дрался, стекол не бил. Сводится все воспитание к «успеваемости» и «дисциплине». Все это разбавляется некоторыми эпизодическими мероприятиями, и предполагается, что их достаточно для духовного обогащения личности. На таких основаниях не выстроить воспитательной системы, а значит, не осуществить восхождения детей к высотам культуры.

Речь должна идти об организации воспитания в режиме повседневной деятельности ребенка всех сторон школьной жизнедеятельности. (Повседневный - происходимый изо дня в день, непрекращающийся)

Проиллюстрируем на будничном примере наше понимание «воспитания в режиме повседневной жизни». Оно - это решение - сводится к трансформации педагогических технологий «прикосновения к личности» в общепринятые формы взаимодействия всех членов школьного коллектива, всех людей, находящихся под единой крышей школьного дома. Инцидент конструировала Наталья Николаевна Сторожева:

- Раньше после урока я говорила «Сотрите с доски». Но часто перед началом следующего урока доска оставалась грязной. Приходилось делать замечания дежурным. Ребята начинали выяснять, кто же должен мыть доску. Решила изменить технологию. Сказала: «На следующем уроке нам понадобится доска, Хорошо, если она будет чистой!»... Прихожу-доска чистая! Воспроизвожу то же самое в другом классе. И в следующем: прихожу - доска чистая! Что за чудеса!... Во время перемены посмотрела, кто же моет доску - совсем не дежурные ... Думаю, юным господам стало понятно, что чистая доска - это для всех, чтобы лучше усваивать материал...

Организованная повседневность в роли фактора воспитания реализует свой воспитательный потенциал только при условии тонкой ценностной инструментовки педагога, расставляющей педагогический акцент таким образом, чтобы для восприятия детей данное явление (предмет, факт, событие) высветилось в социально-ценностном освещении - производят «ценностную инструментовку». Она состоит в том, чтобы высветить для сознания детей ценностную суть факта и события, определить социальное значение и пережить личностный смысл происходящего.

Повседневность - дорога воспитательного процесса: чем богаче дорога, тем содержательнее движение путника. Но в роли фактора воспитания практически действенными оказываются лишь объекты, воспринимаемые детьми, при произведенном акценте на ценностном их содержании. Этими объектами могут быть предметы, факты, события, явления. Выявленная ценность воспринимаемого придает процессу восприятия иной характер: субъект обнаруживает некоторую ценность для собственной жизни, поэтому его отношение, наполненное ценностным содержанием, обретает личностный смысл. Содержательность повседневности, в которой располагается и проживает определенные отношения субъект, входят как личностные ценности в структуру его внутреннего мира. Он «присваивает» эти ценности, они обретают статус его индивидуальных ценностей.

Проиллюстрируем такое преобразование.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница