Лекция № Социализация личности. Социальные статусы и роли. Социальная стратификация и мобильность Часть №1



Скачать 217.5 Kb.
страница1/5
Дата05.06.2018
Размер217.5 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5

Лекция № 4. Социализация личности. Социальные статусы и роли. Социальная стратификация и мобильность

Часть № 1.

  1. Соотношение природного и социального в человеке.

  2. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

  3. Концепции развития личности.


1. В социологии существует две противоположные концепции в подходе к пониманию человека: биологизаторская и социологизаторская.

  • Сторонники биологизаторской концепции (осн. Зигмунд Фрейд) ключ к пониманию человека, его потребностей и поведения видят в его живом происхождении. По их мнению, все, что приобрел человек в ходе своего культурно-исторического развития, всего лишь оболочка, которая облагораживает животные инстинкты, реакции, но не меняет сути человеческого существования. Данная традиция стремится осмыслить сугубо социальные явления, как своеобразную эволюцию животных инстинктов стадности в новых условиях. Эта концепция делает акцент не на современного человека, а на его далекого исторического предка.

Такой подход резко усиливает значение животного начала.

  • Социологизаторская концепция (Эм. Дюркгейм). Для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В этой концепции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в челове-

ке и обществе. Человек рассматривается как совокупность общественных отношений, как комплекс социальных функций и ролей.



В результате личность уподобляется бездумному роботу.

Истина социологического видения человека состоит в том, что природа человека биосоциальна.

Биосоциальность создает:


  • особый мир, особую целостность, способную чувствовать, переживать, хотеть, иметь силу жизненной необходимости;

  • социальное вырастает из природного, в нем всегда есть живое начало, данное природой;

  • возможность действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, испытывать радость не только от утоления чувства голода, но и от прекрасного.

К предпосылкам и началу развития социального можно отнести:

  • природно-географические условия. Климат, почва, рельеф – те факторы, которые сыграли значительную роль в развитии человека и его социальной жизни (экономике, культуре, политике и др.);

- особенности биологии человека. Сложный мозг, развитая рука, прямохождение, особенности гортани, устойчивость сексуального влечения, зависимость от родителей, медленный темп полового созревания;

- организация жизнедеятельности. Человек имеет принципиально отличающиеся от животного механизмы организации жизнедеятельности;

- удовлетворение индивидуальных потребностей. Они требуют объединения усилий со стороны общества;

- наличие у человека сознания. Сознание – это особая, присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать окружающий мир.



Сознание позволяет:

  • соотносить значимость тех или иных поступков (добро, зло);

  • обобщать, аккумулировать накопленный опыт;

  • передавать информацию и т.д.

Социальное – это эффект, возникший в результате взаимодействия индивидов.

М. Вебер, выделив в качестве квинтэссенции социальной жизни “ожидание” (ориентация на ответную реакцию), в наибольшей мере подошел к пониманию социального как внезапно возникающей реальности.

Ожидания, ориентация на других, соответствие поведения человека ожиданиям. Благодаря этим свойствам возникли эффекты предсказуемости, прогнозируемости, упорядоченности, сплоченности, появилась стабильная основа для творческой деятельности человека.

Человек не состоялся бы, если бы не возникло “магнитное” поле социального – системы взаимных ожиданий – обязательств.



2. В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Зачастую многие из нас употребляют эти слова как синонимы, но если подойти строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые отличия.

Человек – понятие самое общее, родовое. В науке он характеризуется как home sapiens – существо разумное.

Индивид – это единичный человек как биосоциальное существо, особь.


Каталог: sveden -> education
education -> Методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену направление подготовки
education -> Тема 7: Социальные изменения и процессы. Основные вопросы
education -> Рабочая программа дисциплины социальная психология для специальности
education -> Основные вопросы Определение понятия "культура". Особенности социологического анализа культуры
education -> Программа курса «История»
education -> Лекции: Понятие «здоровье»
education -> Аннотации к рабочим учебным программам дисциплин, реализуемых по направлению


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница