Лекции «Соотношение науки и религии: современные дискуссии» К. ф н., ассистент кафедры истории и теории мировой культуры Игорь Леонидович Крупник



Скачать 30.43 Kb.
Pdf просмотр
Дата30.07.2018
Размер30.43 Kb.
ТипЛекции


Тезисы лекции
«Соотношение науки и религии: современные дискуссии»
К.ф.н., ассистент кафедры истории и теории мировой культуры
Игорь Леонидович Крупник
1.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В самом общем виде наука и религия могут пониматься трояко:

Таким образом, вопрос о соотношении науки и религии может быть рассмотрен в а) мировоззренческом; б) праксиологическом и в) институциональном аспекте.

Проблема соотношения науки и религии – 1. Чисто теоретическая проблема связи и разграничения понятий «наука» и «религия», а также – шире - взаимодействия рационального и иррационального типа знания.

Проблема соотношения науки и религии – 2. На современном этапе значима в связи с концептуальной оппозицией секулярного/постсекулярного. o
Секуляризм – обмирщение. Экономика -> идеология o
Идеи «смерти религии»: Просвещение, позитивизм, марксизм, Фрейд o
Крах идеи умирания религии: в современно мире религия не только не уходит на задворки общественной жизни, но напротив активно присутствует в социуме, переживает многочисленные трансформации, индивидуализируется, что задает потребность в переосмыслении религии как феномена и концепта.
НАУКА,
РЕЛИГИЯ
Социальный институт
КАРТИНА
МИРА
Социальная практика



Проблема соотношения науки и религии – 3. Значительное число естествоиспытателей на протяжении истории развития науки – верующие люди.

Принципиальная специфика современного подхода к рассмотрению вопроса соотношения науки и религии состоит в том, что «наука» и «религия» прежде всего конструкции исследователя.

Если мы что-то хотим о них узнать о соотношении науки и религии, следуем понимать, что «наука» и «религия» - это:

Концепты как искусственные обобщения разнородного эмпирического материала, обладающего, как кажется наблюдателю, некоторым семейным сходством

Сами концепты обусловлены культурно и исторически, то есть связаны обстоятельствами времени и места, и, собственно, ими же и ограничены. Так, утверждение «ислам – это религия» может быть признано некорректным, или, как минимум, неточным, так как ислам является сложной системой, включающей в себя, в том числе политические, экономические и др. моменты
2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ И МЕСТА

Специфическая культурная ситуация размежевания науки и религии или, точнее, осознания их как самостоятельных областей культуры и общества возможна не ранее начала Нового времени

Обособление сферы сакрального или появление светских областей культуры (секуляризация)

Институционализация науки и профессионализация научной деятельности. Проблема метода.

Разумеется, этой специфической культурной ситуации предшествует 2000 лет подготовительного периода, которые закладывают некоторое количество опорных элементов и культур

Завершение процесса размежевания – появление науки о религии (Science of
Religion, Religionswissenschaft). Религиоведение и теология. o
Условия появления науки о религии:

Секуляризация

Становление библейской критики

Накопление эмпирического материала о нехристианских культурах. o
Фридрих
Макс
Мюллер.
Сравнительное религиоведение.
Обоснование науки о религии.



50 томов The Sacred Books of the East o
Христианство как религия par excellence

Античность o
Отсутствие оппозиции науки и религии в их нынешнем понимании. o
Хотя мы обязаны античности самим термином «религия», его понимание отличается. Цицерон: religio происходит от relegere -
"перечитывать", "передумывать", "вспоминать", "пересматривать",
"возвращаться", "идти назад", "созерцать". o
Существенная для древнеримской картины мира оппозиция религия – суеверие. o
Предпосылкой интересующей нас оппозиции науки и религии является противопоставление мифа и логоса; докса и эпистема; o
Магия как посредник между протонаукой и проторелигией (принцип тождества, принцип смежности).

Средние века o
Появление священного текста. Текстоцентризм. -> o
Ортопраксия сменяется на ортодоксию, в том числе, вопрос спасения o
Трансцендентность Бога.

Специфика картины мира

Философия – сверхчувственные начала, христианство – сверхрациональные начала.

Проблема соотношения веры и разума.

Новое время o
Проблема метода. o
Позитивизм. «Долой метафизику!». Нормативные основания науки. o
Завершение процедуры размежевания.
Модели соотношения концептов «наука» и «религия»
1.
Модель сотрудничества
2.
Модель конфликта
3.
Модель тождества (Фейерабенд).



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница