Лекции Противоречивость отношений философии и искусства и проблема их различения в современной культуре



Скачать 151.93 Kb.
страница1/5
Дата26.05.2018
Размер151.93 Kb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5

Тема 4. Философия и искусство

Вопросы к лекции

1. Противоречивость отношений философии и искусства и проблема их различения в современной культуре.

2. Эстетический опыт и игра как его онтологическое основание. Игра и рождение сознания.

3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий.



Основная литература

1. Ахутин А. В. Рождение сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Он же. Тяжба о бытии. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — С. 117—161.

2. Бычков В. В., Бычков О. В. Игра // Новая Философская Энциклопедия. — М.: Мысль, 2001. — Т. 2. — С. 67—70. А также: http://www.philosophy.ru/library/

3. Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая Философская Энциклопедия. — М.: Мысль, 2001. — Т. 4. — С. 456—466. А также: http://www.philosophy.ru/library/



Дополнительная литература

1. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. — М., 1994. — Т. 1. — С. 37—342.

2. Воронина Н. Ю. Что значит «быть в сознании»? // Философия: в поисках онтологии: Ежегодник СаГА. — Самара, 1994. — С. 110—139.

3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988.

4. Гадамер Г.-Г. Философия и литература // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991. — С. 126—146.

5. Гадамер Г.-Г. Введение к работе М. Хайдеггера «Исток художественного творения» // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991. — С. 100—115.

6. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). — М., 1995.

7. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.

8. Розин В. М. Искусство и художник в контексте культуры и современности (философско-психологические аспекты) // Мир психологии. — 2000. —№ 3. — С. 122—132.

9. Флоренский П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. — СПб., 1993.

10. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. Трактаты, статьи, эссе. — М., 1987. — С. 264—312.

1. Противоречивость отношений философии и искусства
и проблема их различения в современной культуре

В истории философской мысли мы встречаем два противоположных воззрения на соотношение философии и искусства. Рационалистические направления, сближавшие философию с наукой, ставили философию выше искусства. Наиболее ярко такой взгляд выражен Гегелем. По Гегелю, искусство является стадией развертывания Абсолютного Духа, соответствующей в логическом отношении чувственно-наглядному выражению сущности. Прекрасное понималось им как чувственная видимость идеи. Для искусства характерно обнаружение всеобщности идеи при сохранении индивидуальности содержания и высшей жизненной непосредственности. Гегель усматривал в истории культуры три стадии развития искусства: символическую, когда идея еще не обретает адекватных форм художественного выражения (искусства Древнего Востока); классическую, когда форма и идея достигают полной адекватности (искусство греческой классики) и романтическую, когда духовность перерастает какие-либо формы конкретно чувственного выражения и освобожденный дух рвется в иные формы самопознания — религию и философию (европейское искусство со средних веков и далее). На этом уровне начинается закат искусства, как исчерпавшего свои возможности. Философия является высшей формой самопознания Духа, поскольку в философии сущность его раскрывается в адекватной для себя форме понятия.




Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница