Лекции по курсу: Философия науки: общие проблемы



страница1/44
Дата12.01.2018
Размер0.8 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Лекции по курсу: Философия науки: общие проблемы (тезисное изложение) Разработал: к.ф.н., доц. А.А. Мавлюдов
План

  1. Понятие философии

  2. Эволюция подходов к анализу науки

  3. Интернализм и экстернализм в развитии научного знания


Тема № 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Философия науки возникла в первой половине XX века в связи с НТР.
Целый ряд дисциплин изучают науку:


  1. науковедение и наукометрияпроблемы организации научной деятельности, процессы формирования и функционирования научного знания;

  2. социология науки – изучает структуру научных сообществ и анализирует науку как особый социальный институт;

  3. психология наукипроблемы научного творчества;

  4. история науки – процессы открытий и изобретений.


Философия науки – исследует проблемы возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания.

НО! это возможно, опираясь на достижения науковедения, социологии науки, психологии науки и т.п.
Философия науки – раздел философии, предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности, иначе говоря: философия науки – это свободная критическая рефлексия науки.
Что такое наука и научное знание?

«Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» (Философский энциклопедический словарь).

Наука – сложный и противоречивый объект – противоречиво диахранное (историческое) многообразие форм науки:

  1. древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская);

  2. античная наука;

  3. средневековая европейская наука;

  4. новоевропейская классическая наука;

  5. неклассическая наука;

  6. постнеклассическая наука.

Наряду с диахронным плюрализмом имеет место и ее синхронный плюрализм.



В современной науке можно выделить четыре класса наук:

1) логико-математические;

2) естественнонаучные;

3) инженерно-технические и технологические;

4) социально-гуманитарные.
Различают три аспекта бытия науки:


  1. Наука как познавательная деятельность;

  2. Наука как социальный институт;

  3. Наука как особая сфера культуры.


1. Наука как познавательная деятельность.

Наука возникает из практической деятельности людей, из практических потребностей.



Благодаря следующим факторам наука предстает как познавательная деятельность:

  1. объективность, т.е. постижение объективных закономерностей предметов, явлений и событий;

  2. предметность, т.е. четкое выделение предмета познания;


  3. Каталог: file -> File
    file -> №1. Введение в клиническую психологию
    file -> Общая характеристика исследования
    file -> Клиническая психология
    file -> Валявский Андрей Как понять ребенка
    file -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
    file -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
    File -> Геоинформационные платформы


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница