Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие



страница1/101
Дата22.08.2018
Размер4.85 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   101

Чеснов Я.В.

Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие

Содержание

К читателю…………………………………………………………………………………….. 5



Вводная лекция Предмет методы и основные понятия
исторической этнологии ………………………………………………………………………7

1. Историческая этнология и развитие демократии ………………………………………….7

2. Фактуальные основания исторической этнологии ………………………………………..8

3. Работа с фактом в исторической этнологии ……………………………………………….9

4. Смыслы раскрываемые фактом …………………………………………………………...11

5. Традиция порядок и мера ………………………………………………………………….11

6. Понятие о культуроценоэе ………………………………………………………………...13

7. Личность нрав, обычай и норма …………………………………………………………..16

8. Понятие об антропоценозе ………………………………………………………………..17

9. Исследование повседневности ……………………………………………………………19

10. Этносы и этничность ……………………………………………………………………..20

11. Народная культура в предметном поле исторической этнологии ……………………..22



Лекция 1. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни ………..24

1. Звук и речь — это побуждение ……………………………………………………………24

2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений ………………………….26

3. «Край поля» и примирение с природой …………………………………………………..28

4 Зеркало Миклухо-Маклая Коммуникативное уплотнение пространства ………………32

5. Порождение реальности …………………………………………………………………...37



Лекция 2. Традиция как жанр и предание ………………………………………………….42
1. фрагменты и жанры ………………………………………………………………………..42

2. Признаки условия ………………………………………………………………………….43

3. Распределение и дарообмен ……………………………………………………………….45

4. Распределительное время и топ традиции ………………………………………………..48

5. Ритуал и обряд……………………………………………………………………………...51

6. Обычаи ……………………………………………………………………………………..54

7. Менталитет и традиция-предание .......................................................................................54

8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической этнологии ………58



Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии .............................................61
1. Теория «культурных областей» ...........................................................................................61

2. Хозяйственно-культурные типы .........................................................................................64

3. Историко-этнографичсские области ..................................................................................66

4. Региональный стиль и культурный дрифт ........................................................................67

5. Этногенез как территориально-распределительная проблема ........................................69

6. Россия — этноментальное пространство ..........................................................................72



Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация ……………………82
1. Постановка вопроса .............................................................................................................82

2. Теория этнизации .................................................................................................................85

3. Передача этнокультурной информации .............................................................................87

4. Хозяйственно-психологическая самоидентификация ......................................................92

5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез ....................................................................96

Лекция 5. Этнонимы ..............................................................................................................100
1. Как возникает этноним? .....................................................................................................100

2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы) ..........................................................................105

3. Этнонимы и хозяйственно-культурные типы ..................................................................107

4. Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания ................................112

5. Судьба этнонима .................................................................................................................115

Лекция 6. Этнический образ .................................................................................................118
1. Этническое сознание и этнический образ ........................................................................118

2. Индивид и этнос ..................................................................................................................122

5. Время и нравы .....................................................................................................................126

4. Личностное освоение пространства ..................................................................................131

5. Фантазия и структура этнического образа .......................................................................135

Лекция 7. Локально-этнографические группы ...................................................................143
1. Локальное и этническое .....................................................................................................143

2. Этнографические группы народов и этногенетический процесс ..................................147

3. История «панцирных бояр» ...............................................................................................156

Лекция 8. Типологизация отдельных реалий культуры ....................................................160
1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации ..........................................160

2. Ценностные черты локального этнографического типа .................................................163

3. Иерархия признаков ............................................................................................................167

4. Проблема изофункциональности .......................................................................................169



Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища ……………………………………..177
1. Дом и дорога ………………………………………………………………………………177

2. Исторические стили жилища …………………………………………………………….179

3 Хлеб наш насущный ………………………………………………………………………182

Лекция 10. Архетипы вещей ………………………………………………………………187
1. Общее представление о вещи ……………………………………………………………187

2. Вещь как жест …………………………………………………………………………….190

3. Овещение человека ……………………………………………………………………….192

4. Хранилище вещей ………………………………………………………………………...195

5. Космология и витальность ……………………………………………………………….199

6. Округлое тело ……………………………………………………………………………..201

7. Архетип вещи ……………………………………………………………………………..204

Лекция 11. Тело в облачении одежд ………………………………………………………209
1. «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело …………………………………………….209

2. Стыд и сексуальность …………………………………………………………………….213

3. Свадебный дар головной убор и обувь ………………………………………………….216

4. Приманивание счастья одеждой …………………………………………………………221

5. Одежда и структуризация времени ……………………………………………………...230

Лекция 12. Кинесика и жесты ……………………………………………………………...233
1. Поза, жест и кинема ………………………………………………………………………233

2. Возможности человеческих рук и ног …………………………………………………...235

3. Шаг Майтрейи и теория жеста …………………………………………………………...236

4. Кинесический опыт человека …………………………………………………………….242

5. Жесты и символика ног …………………………………………………………………..243

6. Контрагенты жеста ……………………………………………………………………….247



Лекция 13. Этнология здоровья ……………………………………………………………249
1. Интенция здоровья ………………………………………………………………………..249

2. Типология культур по отношению к здоровью …………………………………………252

3. Подвижный критерий здоровья ………………………………………………………….256

4. Гомеостаз организма и роль культуры …………………………………………………..261

5. Архетип здоровья и личность ……………………………………………………………263

6. Заклинание здоровья ……………………………………………………………………...269

7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме …………………………….273

Лекция 14. Демиурги культуры ……………………………………………………………278
1. Синтагматический распад ………………………………………………………………..278

2. Демиурги — маргинальные существа …………………………………………………..281

3. Яд культуры ……………………………………………………………………………….284

ЛЕКЦИЯ 15. Гость, приносящий благо …………………………………………………...287
1. Миф о гостях бога ………………………………………………………………………...287

2. Структура гостевания …………………………………………………………………….290

3. Архетип гостевания ………………………………………………………………………294

Лекция 16. Женский путь из природы в культуру ……………………………………….297
1. Преодоление токсикоза культуры ……………………………………………………….297

2. Бездомность и свобода девушек …………………………………………………………300

3. О девичьей красоте ……………………………………………………………………….303

4. От девичества к материнству …………………………………………………………….308

5. Женская генеративность ………………………………………………………………….311

6. Культурогенная редуплекация …………………………………………………………...314

7. «Быть», а не «иметь» ……………………………………………………………………...316

Лекция 17. Архаическая личность аффекты и витальность ……………………………..318
1. Заклинание охотника ……………………………………………………………………..318

2. Аффекты и проблема зла …………………………………………………………………322

3. Стыд — залог будущего примирения …………………………………………………...325

Лекция 18. Смех и истоки культуры ………………………………………………………329
1. Юмор индейцев …………………………………………………………………………...329

2. Смех богов или обезьян? …………………………………………………………………331

3. Детский смех

Лекция 19. Письмо забвение и память культуры …………………………………………340
1. Обряды забвения ………………………………………………………………………….340

2. Сидение на шкуре быка — образ забвения ……………………………………………..344

3. Странный пищевой запрет ……………………………………………………………….346

4. Знаки избыточности ………………………………………………………………………349

5. Скифское послание ……………………………………………………………………….352

Лекция 20. Письмо в этнической традиции ………………………………………………357

1. Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры) …………...357

2. Съеденная письменность …………………………………………………………………363

3. Утрата письменности и миф о собаке …………………………………………………...368

4. Письмо и этнический облик ……………………………………………………………..370

5. Письмо и путь к свободе …………………………………………………………………373



Контрольные вопросы к вводной лекии и лекциям 1-20 …………………………….377

Литература к вводной лекии и лекциям 1-20 ………………………………………….384

К читателю

В Древней Спарте не все было сведено к военному делу, и замкнутость не была абсо­лютной. Ее граждане проводили свободное время в слушании рассказов об обычаях и генеалогиях иноземцев. Сейчас нечто подобное называется исторической этнологией. Она


учит антропологической герменевтике: за частным видеть всеобщее, а через всеобщее — частное. Историческая этнология относится к истории как к материалу и призвана из всего сложившегося и однородного вычленить Иное. Это Иное предстает в виде стран­ных обычаев, непонятных предметов, других традиций, совсем другого человека. Часто этот человек не оставил нам письменных посланий, но только «артефакты» культуры.
Как их прочитать, как пробиться к мыслям и чувствам того человека? Если это удается сделать исторической этнологии, то она приближается к уровню этнографии — практи­ческой науки общения с живым человеком иной культуры. Не будем сейчас говорить о «сборе фактов» или «анализе фактов». Ведь самая главная цель этнологии — понять дру­гого. Этнологический факт и есть такое понимание Иного, другой культуры, которое по глубине приближено к пониманию самого себя.

История выявляет всеобщее и характеризует его универсалия-


ми государства, общества, прогресса. Этнология, основанная на этнографических фактах, обращена к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклор­ной культуры. Когда этнология рассматривает историю как свой материал, то высвечивается неповто­римое чудо — событие культурогенеза. Это и есть предмет исторической этнологии.

В лекциях использованы многочисленные этнографические факты. Они были найдены в литературе, но большею частью собраны автором на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, на огромном пространстве рассе­ления русского этноса, кое-где за рубежом. Радость общения с людьми через обдумыва­ние «факта» открывает путь к общению с людьми других эпох. Диалог культур — это профессиональное дело этнолога.



Как освоить опыт исторической этнологии? Просто надо воспользоваться принципом ги­пертекста, по которому мы живем: можно сначала поесть, а потом погулять, или наобо­рот Войти в историческую этнологию можно с любого направления, с любой темы Исто­рическая этнология — это колоссальный гипертекст человечества. Чем дальше отходить от сиюминутности, тем виднее становится эта черта. Но чтобы включиться в этот гипер­текст, нужны некоторые научные понятия (традиция, архетип, инициации, тендерные роли и т. п.). По тонкому наблюдению профессора Наталии Садомской (РГГУ), в отече­ственной науке большинство понятий были загнаны в искусственно сконструированную историю первобытной формации. Сейчас нам приходится извлекать их из первобытно­сти, чтобы описать общечеловеческие ситуации, например, вечно длящийся культуроге­нез.
Надеюсь, что хоть какие-то страницы заинтересуют не только профессионала — этнолога (социального, культурного, культурального... и т. д. антрополога), но и просто читателя. Спасибо студентам Москвы, Кемерова, Улан-Удэ, Архангельска, которые прослушали фрагменты из этой книги в виде лекций. Опыт этого общения учтен в тексте. И особая благодарность сотрудникам Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), которые, храня поистине античное уважение к исторической этнологии, помогли в издании этой книги.
Ян Чеснов, Дедовск Московской области 


Каталог: Files
Files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
Files -> №1. Введение в клиническую психологию
Files -> Общая характеристика исследования
Files -> Клиническая психология
Files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
Files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
Files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   101


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница