Лекции. Место и роль литературной критики в школьном курсе



Pdf просмотр
страница1/22
Дата17.04.2018
Размер285 Kb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Царева О.И.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

План лекции
1.. Место и роль литературной критики в школьном курсе.
2. Основные этапы и методика использования литературно-критических статей.
3. Приемы и формы изучения литературной критики.
1. К произведениям литературно-критической мысли относятся не только собственно критические статьи, но и письма, эссе, рецензии, содержащие яркие, глубокие оценки и суждения. Вопрос о необходимости изучения литературной критики в школе, о ее значении в образовании и воспитании учащихся впервые был поставлен В. П. Острогорским. Система изучения литературно-критических статей была разработана Ц.П.Балталоном и В.В.Голубковым. Известные методисты подчеркивали, что «сколько-нибудь живое, интересное и серьезное изучение произведения художественной литературы невозможно без помощи литературной критики (Ц.Балталон), считали необходимым воспитывать у учащихся интерес к серьезному изучению критиков, развивать у них критическое мышление, умение разбираться в противоречивых предположениях критиков, высказывать свое личное понимание литературного произведения
(В.В.Голубков). Следует отметить, что разработки Ц.Балталона и В.Голубкова были самыми значительными методическими работами по критике вплоть дох годов ХХ в. Затем появилось несколько монографий — Л.А.Оголихина,
Д.Я.Райхина, О.Л.Костылева. В работах ученых-методистов, в конкретных практических рекомендациях было определено содержание анализа критических статей, способы привлечения критики к исследованию художественного текста, приемы сопоставления различных точек зрения, высказанных в статьях двух или нескольких авторов, организации по ним диспутов. Разработаны варианты изучения отдельных критических статей, показаны пути повышения самостоятельности школьников в освоении как полного текста статьи, таки ее фрагментов. В пособиях и методических рекомендациях детально раскрыты этапы и содержание работы над критическими произведениями И. Гончарова,
В.Белинского, Н.Добролюбова, Д.Писарева. Однако ив настоящее время вопрос об изучении критики вызывает определенные трудности у учащихся и учителей. В практике преподавания изучению критики нередко отводится второстепенное место, а сама работа носит проходной характер. Недостаточно внимания уделяется личности критика, текстам критических статей. Нет разнообразия в формах работы основным видом деятельности учащихся является тезирование или конспектирование. При обращении к критике используются далеко не все возможности для активизации самостоятельной работы учащихся. Изучение литературно-критических статей способствует решению




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница