Лекции генерал-майора в отставке, доктора военных наук, профессора



Скачать 67.82 Kb.
страница1/2
Дата21.05.2018
Размер67.82 Kb.
ТипЛекция
  1   2

К какой войне должна быть готова Россия Лекция Владимира Слипченко 18 ноября 2004, 11:55

Мы публикуем расшифровку лекции генерал-майора в отставке, доктора военных наук, профессора Владимира Слипченко, прочитанную 11 ноября в рамках проекта “Публичные лекции Полит.ру Научное направление, которое разрабатывает лектор – “дистанционные, бесконтактные войны”. Причем в теме войн будущего он признан международной военной наукой как уникальный специалист в своей теме.

Должен заметить, что заниматься будущим — военным будущим — чрезвычайно сложно. Для того, чтобы раскрыть тему, надо владеть многими знаниями из области военного искусства, политологии, экономики и многих других наук. Спрогнозировать военное будущее на основе знаний простого обывателя невозможно. Надо быть серьезно подготовленным специалистом.

Организаторы уже объявили, что я работаю в этой нише один. Действительно, ниша чрезвычайно тяжелая для освоения. Так к какой же войне должна готовиться Россия? На этот вопрос нельзя ответить, если не обратиться сначала к истории войн.

Войны были всегда. Историки подсчитали, что Век цивилизаций — это 5,5 тысяч лет — на нашей планете прошло более 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов. И за эти 5,5 тысяч лет в войнах было потеряно около миллиарда человеческих жизней. В настоящее время мы имеем 193 страны, которые зарегистрированы в ООН. Обратите внимание: 1/3 этих стран находится в состоянии войны. То есть они или воюют, или имеют с кем-то неразрешимые противоречия. Войны на нашей планете имеют свое будущее. По ходу истории они не исчезают, но развиваются вместе с цивилизацией.

А мы сейчас с вами живем уже в совершенно другом мире. И этот мир в военном отношении продвинулся куда больше, чем о нем пишут в открытой печати…

Война в зоне Персидского залива — первая война, проведенная США дистанционным бесконтактным способом. Я назвал эту войну не образом, а прообразом войны будущего. После 91-го года состоялась вторая война в Ираке: в 96-м году, она была небольшой. Потом в 98-м году состоялась новая война в Ираке, уже более крупная. Потом война 99-го года в Югославии. Эти войны подтверждали мои гипотезы относительно того, куда мы движемся.

Таким образом, стало совершенно понятно, что США и некоторые страны НАТО переходят к новому поколению войн, дистанционному бесконтактному поколению. Я называю их войнами будущего.

Вот к таким войнам должна готовиться Россия. К нам уже никогда не придет по суше противник: большие танковыми клиньями, вторжение через западную, южную, восточную границу; такой противник в Россию больше не придет. Если война придет к нам, то она придет через воздушно-космическое пространство, и удар будет нанесен высокоточным оружием. Обратите внимание: удар будет нанесен не по вооруженным силам, если они останутся в прошлом поколении, но по экономике государства, а это уже очень серьезно.

Я в своих книгах разделил все прошлое и будущее на два серьезных периода: доядерный период, который просуществовал 5,5 тысяч лет, и ядерный период, который начался в 1945 году и которому в следующем году исполнится 60 лет. Это две несоизмеримых по длительности эпохи, но они позволяют сделать вывод, что в доядерный период были в основном контактные войны: рукопашные, потом дистанционные, но их неотъемлемым элементом оставалась та ситуация, когда противники сходились на поле боя и старались друг друга уничтожить. А вот в ядерный период зародились дистанционные и бесконтактные войны, когда страна может нанести удар по территории любой другого государства на нашей планете.

Не всякое оружие революционизировало войны. В своих работах я… показал, что революцией может считаться только тот момент в истории человечества, когда сменяется поколение войн. И за все время существование цивилизованного человечества мы имеем всего лишь 6 поколений войн.

Первое поколение — войны с использованием холодного оружия. Копья, стрелы, луки, доспехи мечи. Был совершен отказ от подручных камней и палок и переход к холодному оружию. И эти войны на нашей планете шли порядка 4 тысяч лет. Менялось оружие, менялись материалы, доспехи, но войны все еще шли в этом первом поколении.

И только в XII-XIII веках прошлого тысячелетия, когда в Китае был изобретен порох, появились войны совершенно нового поколения. Оружие стало огнестрельным: стрелковое оружие, пушечное оружие. Не нарезное— гладкоствольное,— но оно уже было совершенно другим.

И только в XVIII-XIX веке произошел очередной прорыв. Это было связано с нарезным оружием. Наука позволила создать оружие с нарезами в канале ствола. Стрелковое, пушечное оружие. Оно стало многозарядным, более дальнобойным, более прицельным. Войны поменяли характер: они стали более массовыми с точки зрения живой силы, применяющей это оружие; резко расширился масштаб войн. Они стали окопными, дистанционными, хотя контактный характер сохранился.

И, наконец, сто лет назад появилось новое оружие: автоматическое. Сменилось четвертое поколение войн. Это оружие стали устанавливать на бронебазе, на самолетах, на надводных и подводных кораблях. Мы с вами получили войны с применением фронтовых наступательных и оборонительных операций стратегического масштаба.Это четвертое поколение продолжает здравствовать и сегодня. Многие страны остаются в этом поколении, и Россия сидит в нем корнями.

Но в 1945 году появилось ядерное оружие: атомное, затем термоядерное. Это был задаток для войн пятого поколения. К счастью, после двукратного применения в конце Второй мировой войны это оружие более не применялось. Будем надеяться, что у наших военных и политических руководителей хватит ума на то, чтобы это оружие никогда не применялось в будущем.

И сейчас, начиная с 1991 года, мы имеем шестое поколение войн. Чтобы определить отличия этого поколения, мне пришлось ввести такое понятие, как “формула победы в войне”. Как показывают результаты анализа очень большого количества конфликтов, чтобы победить в войне требуется добиться всего трех целей:




Каталог: media -> attachment
media -> Социокультурные основания самореализации личности: философско-антропологический аспект
media -> Задания Ответ
media -> О. А. Сапрыкина Кафедра иберо-романского языкознания Португальская национально-культурная идентичность в дискурсивной парадигме
media -> «Основные тенденции в материальном и духовном выборе современной молодежи»
media -> Рабочая программа дисциплины социальная работа с молодежью Наименование дисциплины
attachment -> Расчет вероятности – есть определенная математическое понятие


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница