Лавров Пётр Лаврович



Скачать 35.14 Kb.
Дата22.08.2018
Размер35.14 Kb.




Теоретик русского революционного народничества, философ, публицист и социолог Лавров (Миртов) Петр Лаврович родился в помещичьей семье 2(14) июня 1823 года в с. Мелехово, ныне Псковского района Псковской области.

  • в 1842 окончил Артиллерийское училище в Петербурге;

  • в 1844-66 преподавал математику в военных учебных заведениях Петербурга.

  • в 1858 получил звание полковника.

  • с 1852 публиковал статьи по вопросам военной техники, естествознания;

  • с 1857 начал публицистическую деятельность (антиправительственные стихотворения Лаврова печатались в герценском "Колоколе");

  • с конца 50-х гг. выступал со статьями по педагогике, философии, истории физико-математических наук;

  • в 1861 году Лавров произнёс речь на студенческой сходке в университете, подписал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, против реакционного проекта университетского устава, травли студентов в печати;

  • в 1862 году сблизился с Н. Г. Чернышевским, вступил в тайное революционное общество "Земля и воля";

  • в 1863-66 годах был негласным редактором "Заграничного вестника".

  • в 1866 году после выстрела Д. В. Каракозова в царя арестован, предан военному суду и в 1867 сослан в Вологодскую губернию. Здесь Лавров написал работу "Исторические письма";

  • в феврале 1870 при содействии Г. А. Лопатила бежал из ссылки и в марте прибыл в Париж. Осенью 1870 по рекомендации одного из деятелей французского рабочего движения, Л. Варлена, вступил в 1-й Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне 1871 года. По поручению Коммуны в мае 1871 выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом;

  • в 1873-76 редактор журнала и газеты "Вперёд!" (Цюрих, Лондон), ставших органами не только русского революционного, но и трибуной международного рабочего и социалистического движения;

  • в 1877 году Лавров из Лондона переехал в Париж. Организовал (1878) русско-польский революционный кружок, установил связь с варшавским социалистическим подпольем, с русскими организациями "Чёрный передел" и "Народная воля" и принял на себя представительство последней за границей;

  • 1880 –1889 годы Лавров - один из инициаторов собраний различных фракций русской революционной эмиграции для обсуждения вопросов теории социализма и "практических действий русских социалистов в России", один из организаторов народовольческой "Русской социально-революционной библиотеки", заграничного Красного Креста "Народной воли", редактор "Вестника Народной воли", участник создания "Социалистической библиотеки" Цюрихского литературного социалистического фонда, "Группы старых народовольцев".

Лавров поддерживал отношения с представителями немецкого, французского, английского, американского, польского, сербского, хорватского, чешского, болгарского, румынского, скандинавского революционного движения, сотрудничал во многих их изданиях. Лавров печатался в ряде легальных русских газет и журналов (выявлено около 60 псевдонимов Лаврова.).

Социология Лаврова сыграла в России прогрессивную роль, став теоретической основой деятельности целой плеяды революционеров-народников. Идея активного воздействия сознания на ход истории, теория "неоплатного долга" интеллигенции перед народом, призыв к переустройству общества на началах "истины и справедливости" воспринимались молодёжью как лозунг свержения несправедливого общественного строя и создания революционной партии, основанной на союзе передовой интеллигенции с народом. Под влиянием Маркса Лавров несколько изменил своё понимание исторического процесса. В его последних работах социализм выступает не только как нравственный идеал, вырабатываемый мыслящим меньшинством, но и как "неизбежный результат современного процесса экономической жизни". Ряд ценных мыслей Лавров высказал в работе "Государственный элемент в будущем обществе" (1876). Если раньше он категорически высказывался против революционной диктатуры, то теперь признал её вынужденную необходимость. Образец социалистического государства Лавров, как и Маркс, видел в Парижской Коммуне 1871.



Теоретической заслугой Лаврова была критика революционного авантюризма. В противоположность анархисту Бакунину Лавров указывал, что нельзя "торопить" историю путём искусственно вызванных революций, пока не даст плоды пропаганда социалистического учения среди трудящихся и тщательная теоретическая и нравственная подготовка революционеров.

Значение Лаврова в истории крайне противоречиво. С одной стороны Лавров, подчёркивая интернациональный характер революционной борьбы, что облегчило переход некоторых последователей Лаврова на позиции социал-демократии, с другой - ряд его последователей, руководствуясь идеей о постепенной подготовке революции, отошли от революционной деятельности к "культурничеству". Ошибочные идеи Л. были подвергнуты критике Г. В. Плехановым и В. И. Лениным. Умер Лавров 25 января (6 февраля) 1900 года в Париже.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница