Л. И. Солнцева Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью



Скачать 422.1 Kb.
страница1/4
Дата14.05.2018
Размер422.1 Kb.
  1   2   3   4

Л.И. Солнцева



Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью.

Москва 1998г.

Институт коррекционной педагогики.

Российская Академия Образования.

Л.И. Солнцева

Слепые и слабовидящие дети

со сниженной умственной работоспособностью.

Москва 1998г.



1. Снижение результативности умственной деятельности и школьного обучения среди детей с нарушениями зрения.
Начало снижения результативности интеллектуальной активности среди популяции детей с нарушениями зрения в нашей стране отметил психоневролог Чистович (1965г.), исследуя популяцию школ для слепых и слабовидящих детей г. Ленинграда. Он показал, что слепота и слабовидение в детском возрасте все более и более приобретают врожденные формы, связанные. как правило, с нарушением деятельности мозга в целом. Это. безусловно, повлекло за собой снижение интеллектуальной активности у значительной группы детей, страдающих умственной недостаточностью или задержками психического развития.

Дальнейшие исследования контингента слепых и слабовидящих ( М.С. Певзнер. В.М. Коган, М.И. Земцова) также показали рост этой группы детей в школах для детей с нарушениями зрения.

Данные А.В. Хватовой (1995г.), выступавшей на конференции, посвященной 90 - летию М.И. Земцовой, также свидетельствуют об этой развивающейся тенденции . Ею отмечается от 88% до 92% врожденных форм детской слепоты и слабовидения, среди которых значительное место занимают дети с задержкой интеллектуального развития.

Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и наблюдается также во многих зарубежных странах. Так, по данным немецких офтальмологов и психологов, исследовавших контингент школ слепых и слабовидящих в бывшей ГДР, также как и а странах западной Европы и Америки, повышается процент детей с диагнозом ретролентальная фиброплазия. среди которых большая половина имеет трудности интеллектуального развития.

Таким образом, среди всей популяции детей с нарушениями зрения в настоящее время увеличилась доля детей, страдающих снижением интеллектуальной активности, причиной которой являются общие нарушения деятельности мозга.

Однако не только эта группа детей страдает пониженной интеллектуальной активностью. Она характерна также и для значительной группы детей с нормальным интеллектом , условия жизни и воспитания которых определили малую результативность усвоения школьных знаний.

Изменение состава детей в настоящее время в школах для слепых и слабовидящих происходит и в связи с практическим слиянием школ слепых и слабовидящих.

В настоящее время, в связи с экономическими трудностями кризисного периода в развитии страны, в школах нет строгой дифференциации детей с нарушением зрения: в каждом из классов обучаются как тотально слепые, частичновидящие так и слабовидящие дети. Примером может служить Московская, Иркутская, Калужская областная и другие школы . В связи с этим объединением не все учителя владеют спецификой работы с разными категориями детей, многие школы не имеют наглядных учебных пособий для всех категорий детей с нарушениями зрения, что приводит к формальному словесному усвоению знаний , к снижению у детей интереса к получению знаний.

Это же относится и к интегрированным слепым детям в массовые школы. В школы- интернаты для детей с нарушениями зрения также направляются дети, зрение которых может корригироваться с помощью оптических средств. ( Из домов ребенка, дети оставшиеся без родителей, в связи с тем ,что их родители находятся в местах заключения и т.д.).

Среди контингента школ для детей с нарушением зрения большое место занимают дети из трудных и неполных семей. Так, в Кемеровской школе для слабовидящих детей из 38 учащихся школы - из семей с одним родителем - 17 человек, трудных семей - 9 человек , один ребенок -сирота. Все эти дети , как правило, имеют трудности в обучении. Таким образом, в специальных школах для детей с нарушением зрения появилась и выросла группа детей со сниженной интеллектуальной активностью и слабой результативностью школьного обучения- причиной которых является не болезнь, а социальные условия их воспитания и неподготовленность к восприятию школьной программы обучения.

Обследования детей этой категории в Калужской областной школе показали, что их интеллектуальная активность ограничена именно недостатками раннего и дошкольного воспитания, которого они были лишены либо в связи с жизнью в домах ребенка, либо в семьях, где они были предоставлены самим себе.

Одной из социальных причин снижения интеллектуальной активности детей с нарушением зрения является также необходимость их ранней интеграции в массовые учреждения, когда ни сами дети, психологически и социально не готовы к этому, ни преподавательский состав и дети массовой школы не создают благоприятных условий для их интеллектуального развития, не обладая специфическими методами работы и специальными наглядными дидактическими и техническими средствами для осуществления их общего образования.

Периоды экономических кризисов после революций, военных конфликтов и резких смен социальных систем управления государством связаны со значительным снижением внимания и интереса к школьному обучению со стороны правительства несмотря на то, что изменения идеологии и концепции обучения и, в особенности, специального, требует больших усилий для поддержания детей в их стремлениях понять и адаптироваться к новым условиям. Трудности переломных моментов в жизни страны приводят у части детей к потере интереса к овладению знаниями и, как следствие, к снижению интеллектуальной активности, к потере желания в получении образования. Учителя Калужской областной школы отмечают это у своих учащихся.

Речь в данном случае идет не о снижении так называемых врожденных способностей у детей, а о психическом их состоянии, связанном с условиями их воспитания и жизни, не способствующими продвижению и развитию их способностей и одаренностей, которые включают в себя такие компоненты как спонтанная активность, целенаправленность деятельности, готовность к напряженным усилиям в достижении цели, терпение, настойчивость, эмоциональность.

Все эти компоненты, их развертывание и формирование в значительной степени зависят от практической деятельности детей и от условий ее организации в школе и семье.

Пассивность детей с нарушениями зрения, отмечающаяся всеми отечественными и зарубежными авторами, не является только наследственным качеством или обусловленным патологией зрительного анализатора, а обозначает такое состояние психики ребенка, в основе которого лежат различные причины, как эндогенного так и экзогенного характера: это может быть биологически обусловленная умственная отсталость или физическая слабость из-за неправильного питания, сна, болезней и т.д.

Но чаще всего пассивность является симптомом и результатом слабой адаптации ребенка к среде, несформированостью компенсаторных процессов в процессе обучения и воспитания, неуверенностью и несформированостью своей позиции по отношению к внешнему миру. Особенно это проявляется в современных условиях, когда и у взрослых, их окружающих и воспитывающих, имеет место неуверенность в возможности обеспечения жизненных условий, неуверенность в будущем, когда имеет место кризис браков, разрушение семей, рост семей с одним из родителей, а также повышенная душевная лабильность, подверженность внешнему влиянию на основе акселерации и из-за чрезмерного обилия потока сильных раздражений и впечатлений от радио, телевидения и других средств информации и воздействия, в период когда у ребенка еще не сложилось ядро личности.

Для раскрытия причины снижения активности деятельности детей с нарушением зрения в настоящее время необходимо выяснить особенности в протекании таких психических процессов у детей с нарушениями зрения как словесно-логическая память, концентрация внимания, организация деятельности.

Эти явления наиболее четко проявляются при изменении обстановки привычной интернатской жизни, например, при трудоустройстве детей на работу, при поступлении в ВУЗы. что требует хорошей адаптации и реабилитации.

В настоящее время лишь 1-2 человека из выпускников школ слепых и слабовидящих поступают в ВУЗы. Для многих детей характерна ограниченная самостоятельность, неспособность к длительному напряжению, слабость внимания, аффективность поведения, инфантилизм.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница