Л. А. Вербицкая (председатель), В. В. Василькова, И. А. Дементьев, Н. А. Головин



страница1/23
Дата20.02.2018
Размер3.56 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

УДК 316.04.51.53 ББК 60.5 С 50

Серия

«СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Редакционная коллегия серии:

Л.А. Вербицкая (председатель), В.В. Василькова, И.А. Дементьев, Н.А. Головин,
И.А. Григорьева, В.И. Ильин, В.В. Козловский (отв. ред. серии), В.Н. Минина,
Н.Г. Скворцов, Н.А. Пруель


Печатается по решению Ученого совета Учебно-научного центра «Социология»
Санкт-Петербургского государственного университета


Рецензенты: д. психол. н. чл.-корр. РАО В. С. Собкин

д. ф. н., заслуженный деятель науки РФ С.Н. Иконникова

Смирнова Е.Э.



С 50 Социология образования. — СПб.: Интерсоцис, 2006. — 192 с.

ISBN 5-94348-042-0

Социология образования рассматривается как сложившаяся отрасль социального знания междисциплинарного характера, в которой интегрируются педагогика, психология, экономика, история, культурология.

Система российского образования анализируется в контексте развития других национальных систем образования. Особое внимание уделяется теоретическим подходам в социологии образования, функциональным и структурнодинамическим характеристикам образования в процессе трансформации российского общества.

В подготовке книги приняли участие В.Е. Григорьев (4.2. Образование и неравенство), Т.С. Вычик (4.3. Взаимодействие образования и рынка труда).

Книга представляет интерес для социологов, историков, экономистов, политологов, журналистов.

УДК 316.04.51.53 ББК 60.5 С 50


ISBN 5-94348-042-0
© Издательство «Интерсоцис», 2006 © Смирнова Е.Э., 2006


Серия 1

«СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 1

Смирнова Е.Э. 1

ISBN 5-94348-042-0 1

1.1.Образовательные подсистемы 4

1.2.Состояние российского образования 18

1.3.Образование как трансформирующаяся система 22

Предпосылки изменений образования 22

1.4.Образовательные реформы 28

ГЛАВА 2. Теоретические основы социологии образования 41

2.1. Теоретические и социальные истоки
социологии образования 41

Распространение социологии образования 42

2.2.Взгляды Э. Дюркгейма 46

2.3.Социология образования и основные социологические подходы 51

Школа институционального анализа 51

Теории функционализма 52

Теории конфликта 54

ГЛАВА 3. Связи социологии образования


со смежными областями знания 57

3.1.Социология образования как отраслевая социологическая наука 57

3.2.Социология образования в системе гуманитарных наук 66

Педагогика 68

Психология 72

История 73

Достижения США в сфере образования 75

Экономика 76

Затраты среднего домохозяйства на одного студента вуза
при официально платном и бесплатном обучении 81

Доля разных источников средств на обучение у студентов


1-5 курсов, обучающихся на коммерческой основе (%) 82

География 89

Функции образования в экономической сфере 100

Формирование профессионально-квалификационного


состава населения 100

Формирование потребительских стандартов населения 102

Распределение экономических ресурсов системы образования 103

Социальные функции образования 104

Функция социальной стратификации 106

Социальный контроль 110

Формирование образовательных общностей 116

Социальная селекция индивидов 118

Замещение семьи, социальная поддержка 119

Функции образования в сфере культуры 119

Функции образования в социально-политической сфере 122

ГЛАВА 4. Ключевые проблемы современного образования


4.1. Субъекты образовательного процесса1 123

4.2.Образование и неравенство 130

Проблема равенства результата 130

Новая социология образования 132

Неомарксизм и феминизм 135

Теория образовательного неравенства П. Бурдье 138

Концепция социального капитала в объяснении
образовательного неравенства 142

Перспективы: неравенство сохраняется 144

4.3.Взаимодействие образования и рынка труда 145

Комплексные конструкции и технологии 165

ЛИТЕРАТУРА 168

Уважаемые коллеги! 175

E-mail: VVK@soc.pu.ru 175





184

Литература.

Социология образования — одна из отраслей социологии, которая развивается давно, успешно и имеет серьезную теоретическую и эмпирическую базу. Развитость этой отрасли связана прежде всего с самим феноменом образования. Он настолько важен для любого общества, настолько встроен в любые другие его подструктуры, что представить себе функционирование государства, глобальных структур и существование людей без образования сегодня просто невозможно. Как обязательный элемент культурного воспроизводства, образование предстает как широкий социокультурный феномен, являющийся основой таких важнейших социальных явлений как идентификация и солидарность.

Специфика социологии образования заключена в том, что она изучает образование с самых различных сторон, в различных подходах и теориях, на различных уровнях. Не случайно многие известные учебники, включающие главу по социологии образования, начинают рассмотрение этой области знания с образования. Э. Гидденс в начале главы «Образование, коммуникации и средства массовой информации» останавливается на появлении грамотности, сравнении школьного образования в разных странах1. Дж. Масионис свою главу называет «Образование», начиная описание с рассмотрения вопросов школьного обучения и анализа образования в школах различных стран1 2. Н. Смелзер также отдает дань этому феномену, затрагивая самые различные его аспекты. Нельзя не упомянуть и работу Д.Л. Томпсон и Дж. Пристли, в которой проблемам образования также отведена отдельная глава. Она особо интересна тем, что в ней дается обзорный анализ многих исследований самых различных авторов. Таким образом, нет необходимости аргументировать или разъяснять внимание социологов к феномену образования.

Как исследовательский объект и предмет, образование является очень сложным, а потому, приступая к его изучению, его необходимо хорошо

знать. Возможно, поэтому авторы многих учебников по социологии и называют главу «Образование», а не «социология образования» с тем, чтобы подчеркнуть специфику самого образования как такового. Процесс постановки исследовательской задачи в области социологии образования требует не только знания того явления в области образования, который изучается, но часто и хорошего знания связей этого явления с другими, носящими экономический, социальный, исторический характер. В исследованиях образование редко выступает в «чистом» виде, без его связей и зависимостей. Образование предстает перед исследователями и преподавателями и как фундаментальное, и как изменчивое явление. Его изменчивость задана постоянными трансформациями, следованием вызовам времени, потребностями постоянно изменяющейся экономики и новыми запросами всех категорий населения. Область социологии образования содержит массу очевидных фактов и сведений (статистика, данные исследований) и одновременно ставит огромное число вопросов, причем решение одного рождает массу последующих. Социология образования развивается в последние десятилетия вширь, захватывая новые феномены и процессы. Одновременно она пытается все глубже понять проблемы неравенства в образовании, успешность его освоения людьми, его востребованность экономикой и множество других проблем. Этим социология образования сложна и интересна.

Российская социология образования имеет свои корни. Советский период породил массу интересных исследований в этой области. В число ее разработчиков вошли такие известные ученые как Г.Е. Зборовский, И.С. Кон, Д.Л. Константиновский, В.Т. Лисовский, В.Я. Нечаев, А.А. Овсянников, В.С. Собкин, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, Ф.Э. Шереги и многие другие. Их труды и сейчас, и в дальнейшем будут служить основой для понимания многих явлений, а также базой для сравнительных исследований.

Российский период развития социологии образования также представлен многими работами. Прежде всего, это учебники по социологии образования, которые вышли в последние годы. Замечательно, что к началу столетия их появилось много, они разные по замыслу и содержанию, по акцентам и воззрениям авторов. Пионерами в этой области явились В.Я Нечаев, Г.Е. Зборовский и А.М. Осипов. К настоящему времени (после 2000 г.) под названием «Социология образования» вышли учебники и учебные пособия В.В. Гаврилюк, О.Н. Никитиной, В.И. Налетовой, С.И. Григорьева и Н.А. Матвеевой, В.И. Астаховой и других авторов. В эти же годы вышли работы, затрагивающие самые различные аспекты образования. В числе авторов этих работ такие известные исследователи, как Д.Л. Константиновский, Ф.Э.Шереги, В.Н.Турченко, А.Я.Савельев, И.С.Болотин, С.И. Плаксий, А.А. Иудин, А.А. Овсянников и многие другие3. Хочется особо отметить, что они посвящены таким новым и актуальным темам, как региональные и социокультурные аспекты образования, экспорт образовательных услуг, качество образования, экспортный потенциал российских вузов, образованный слой России, и дрЛ

Можно с радостью констатировать, что социология образования в России активно развивается и как учебная и как исследовательская область. Она широко представлена разработками ученых из Москвы, Петербурга, Тюмени, Казани, Хабаровска, Екатеринбурга, Новосибирска, Саратова, Самары, Смоленска, Нижнего Новгорода и Барнаула. Все эти центры пока еще показали только часть своего потенциала, но очевидно, что в ближайшее десятилетие социология образования пополнится новыми работами.

Современные студенты имеют достаточно хорошие представления о различных образовательных этапах. Все они прошли обучение в школе, учатся в вузе, поэтому эти образовательные звенья им знакомы и по собственному опыту. Очень много сведений об образовании мы черпаем из СМИ, причем часто сталкиваемся с интересной, профессионально организованной информацией. Образование предстает перед нами в виде судеб наших родителей, родственников, друзей и знакомых. Трудно найти человека, который не встречался бы в жизни с образовательными ситуациями, вызывающими личную реакцию, заинтересованность или возмущение. К таким, довольно частым ситуациям, относится, например, исключение ребенка из школы или сложные проблемы, связанные с ней; выбор школы, вуза, колледжа; конфликтные отношения между субъектами образовательного процесса и т. д. С некой долей метафоричности можно сказать, что образование в нас и постоянно рядом с нами. Уже это простое введение в размышления об образовании затрагивает его основные структуры. И хотя они в целом знакомы, остановимся на них подробнее с целью их обозначить и показать место социологии образования в их изучении.




Каталог: soc -> SOCOBR
soc -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501
soc -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 521400
soc -> Биологический редукционизм: социал-дарвинистская школа
soc -> Вопросы для обсуждения, докладов, рефератов по дисциплине социология молодежи для студентов, обучающихся на направлении 040700 Организация работы с молодёжью
soc -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
soc -> Материалы к интернет-тестированию по социологии История


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница