Л. А. Гребеникова "Дети это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной"



Скачать 50.57 Kb.
страница1/6
Дата06.01.2018
Размер50.57 Kb.
  1   2   3   4   5   6

«Факторы социального риска семьи.

Проблемы выявления и предупреждения семейного неблагополучия».

Подготовила:

педагог-психолог,

Л.А. Гребеникова


“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”

А. С. Макаренко


Главным объектом работы социального педагога является ребенок и его семья. В социологии, психологии, социальной педагогике существуют различные типологии семей, мы приведем в качестве примера наиболее общую.

Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящая из одного родителя с детьми. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи.

Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семьи братьев или сестер), она носит название расширенной.

Кроме того в науке существует типология социального риска, в эту типологию Холостова Е.И. выделяет семьи, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.

Это семьи беженцев, вынужденных переселенцев, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т.е. многодетные или имеющие в своем составе инвалидов; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где не выплачивают заработную плату.

Вне зависимости от типа семьи, выделяются общие проблемы семей. Такой основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире.

Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быть осуществлены вне семьи.

Это подкрепляется все усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемые нашей страной. Характерно, что экономически благополучные страны, не пережившие в последние годы такого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.

Нестабильность выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Очень высокий уровень разводов в нашей стране, когда на каждые три заключенных брака в год совершается два развода, не является уникальным.

Нестабильность семейном жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступившая в индустриальную эпоху, переживает так называемый первый демографический переход от нерегулируемой рождаемости на уровне «естественной фертильности», т.е. когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологически может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все меры воспрепятствования, в виде юридических или религиозных запретов, оказываются бессильны.

Холостова Е.И. рассматривает более узко понятие «группы риска», обозначение которого имеет ярко выраженный социальный характер. Это категории людей чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести их если не к биологической гибели, то к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика.

Любая категория людей, взятая законами о социальном обслуживании населения под свою защиту, по существу уже составляет группу риска. Это инвалиды, дети-сироты, матери-одиночки, неполные семьи, несовершеннолетние правонарушители, пожилые, одинокие престарелые люди и умственно отсталые.

Холостова Е.И. объединяет семьи в «группу риска» по структурному признаку и дает следующую характеристику отдельным ее типам:

Социальные проблемы неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье (не говоря уже о тех экстремальных случаях, когда семья не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособие по безработице, либо на пособия детей). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями по уходу за детьми. Доход от алиментов в том случае, когда дети имеют на них право и реально получает их, обычно покрывает не более половины стоимости содержания детей.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница