Курсы катехизаторов во имя священном



страница1/17
Дата21.02.2018
Размер0.53 Mb.
ТипИзложение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Православный институт святого Иоанна Богослова

Факультет церковного служения
Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея,

архиепископа Тверского



Теория симфонии святого императора Юстиниана: актуальность духовного наследия Византии для современной России

разработка катехизической беседы-урока для слушателей воскресной школы для воцерковленных взрослых



выпускная квалификационная работа по истории Вселенской Церкви

Выполнила: Жёлтикова Елена Витальевна

Руководитель: Тузова О.А.

Рецензент: Ракушин А.В.


______________

МОСКВА


2012

СОДЕРЖАНИЕ









I.

Введение

3

II.

Богословское, духовно-нравственное содержание и основание материала работы

13

III

Методы проведения урока

18

IV.

Основная часть

19

1.

Организационный момент

19

2.

Повторение пройденного материала

19

3.

Изложение новой темы

19

а)

Введение ­ определение темы урока

20

б)

Основная часть­ изложение основных сведений об императоре, церковно-государственная деятельность

20

в)

Теория симфонии

27

г)

Итоги и выводы

32

д)

Актуальность наследия Византии

34

е)

Вопросы на закрепления материала

41

V.

Заключение.

42




Библиографический список

44




Приложение

46



I.Введение

Тема моей квалификационной работы: Теория симфонии святого императора Юстиниана: актуальность духовного наследия Византии для современной России



Форма работы – это катехизическая беседа-урок в воскресной школе для взрослых. Данная тема находится в ряду бесед-уроков посвященных истории Вселенской Церкви.

История Вселенской Церкви, сведения о становлении христианства, как религии запрещённой до III века, и как официально принятой после эдикта 313 года Константина I - императора Римской империи, ещё не достаточно представлены в рамках учебных программ воскресных школ ни для детей, ни для взрослых. Для восполнения данного пробела предполагается провести цикл уроков для слушателей воскресной школы для взрослых.

Данная тема интересна тем, что показывает слушателям преемственность принятого Киевской Русью Православия от Византийской империи. Наш святой равноапостольный князь Владимир принял именно Православие, во всей его чистоте и непорочности от Византии и нам надо пронести до конца времен эту чистоту веры. Сохранить и передать следующим поколениям.

Выдающуюся роль Византии в становлении и последующем развитии русской культуры трудно переоценить. Именно в Византии Православие обрело свой исторический «канон», свой завершенный вид: сложились основные типы православного богослужения и церковной архитектуры, иконографии, изобразительного искусства. Она стала истоком духовного благочестия и монашеской жизни, а духовное наследие – основой для развития и роста национальных культур. В наивысший период своего развития именно Византия становится не только проводником христианской веры на Руси, но через неё богатейшая культура православного Востока оплодотворяет древнюю культуру славян и дает мощный импульс её новому творческому развитию.

Размышляя о судьбах России в XIX веке русский мыслитель К. Леонтьев писал: «Византийский дух, византийские начала и влияния, как сложная ткань нервной системы, проникает насквозь весь великорусский общественный организм. Им обязана Русь своим прошлым, им же она должна быть обязана будущим" (1).

Современник К. Леонтьева, замечательный глубокий философ И.В. Киреевский подчеркивал, что "Учения Святых Отцов Православной Церкви перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола, под их руководством сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта.(2)

По словам отечественного культуролога П.А. Сапронова: «древняя Русь вовсе не стала культурной провинцией византийской империи… в древней Руси преломлялось воздействие Византии: что-то оказывалось близким и усваивалось… что-то перерабатывалось и трансформировалось на свой, уже не византийский лад»(3)

Изучение истории Византии необходимо по причине нашей преемственности исторической, культурной и духовной, для правильного понимания многих проблем современного общества. Современная Православная Церковь видит христианскую Византийскую империю, прежде всего как связь историческую с первой апостольской общиной. Русское Православие невозможно представить без исторической связи с Византией, без ее наследства, без ее богатого прошлого и в духовном и в историческом и культурологическом плане.

Но мир изменился. Византия пала, современное общество, наше государственное устройство, отделение Церкви от государства, навязываемые нам иные нравственные ценности призывают к другому образу жизни. Чтобы быть способным противостоять такому давлению необходимо изучать опыт прошлого, требуется глубокий и критический взгляд на византийское прошлое.

По словам протоиерея И. Мейендорфа, «Необходимо всегда помнить о том, что не Византия «создала» Православие, но совсем напротив: наиболее ценные и устойчивые черты византийской христианской цивилизации укоренены в православном христианстве… Предание может быть подлинным, только будучи живым Преданием, а жизнь всегда подразумевает перемены». (4).

Христианская цивилизация переходила к славянам и через перевод богословских, правовых и литературных текстов. Конечно, литургические доводы были, возможно, понятнее, чем тонкие богословское аргументы. Очень важно при этом помнить, что истинное выражение веры, драгоценное наследие литургического предания мы получили в полном и совершенном письменном виде, где буквальная верность греческому оригиналу имеет особенное значение.

Более тысячи лет существовала великая Византия, ставшая на многие столетия центром православного мира. Не случайно, история древней Церкви есть по преимуществу история Византийской империи. После падения великой державы ее идеи были органично восприняты Древней Русью («Москва-Третий Рим»). Византия жила триадой «одна Империя, одна Церковь, один закон», нынешние «прогрессисты» другой формулой: «Уровень потребления определяет свободу человека; однополый брак – не исключение, а правило; каждый верит, во что захочет». Умерли не идеи православной Империи. Красота вечна, красота объективна. Идеал, способный на протяжении почти двух тысячелетий подвигать человека на жертвенность, на любовь, не может стать «старомодным», «отжившим». Мы не способны оценить то, что оставила нам Православная Империя…. общество не способно жить настолько нравственно, поэтому оно выбирает то, что соответствует его уровню и запросам.…обращение к древним истокам, к тем временам, когда вся держава видела смысл своего существования только в Боге, позволяет нам прочувствовать ту слабость духа и веры, какие, увы, стали для нас нормой. Само сравнение нынешнего положения с прошлым должно вызвать у нас желание к лучшему изменить нашу жизнь. Изучая древние идеи и формы, мы найдем… многое из того, что применимо и сегодня, хотя внешние условия их реализации кардинально изменились…познать свое настоящее можно только путем обращения к прошлому. Знание прошлого, своей истории, является необходимым основанием для творчества, для самосознания, для уяснения смысла нашего существования.(5).

Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл говоря об опыте взаимоотношений Церкви и государства на современном этапе, вспомнил и об опыте Византии: « Как в капле воды отражается солнце, так в этих словах отражён весь наш опыт церковно-государственных отношений. Это сложный опыт, его истоки – в Византии, когда лучшие умы Церкви и лучшие умы государства работали над формированием церковно-государственной модели отношений. Тогда они использовали для описания этой модели замечательное слово «симфония», которое по-русски мы употребляем с другим ударением. Так вот, симфония предполагает гармоническое сочетание интересов, распределение ответственности. И очертания этой симфонии запечатлены в каноническом Прeдании Православной Церкви. Наверное, в идеале эти отношения никогда не были реализованы по многим обстоятельствам, но они всегда были примером. Взаимодействие Церкви и государства в тех областях, которые имеют, в том числе и отношение к внутренней, духовной жизни человека, к его нравственности, к его мироощущению, к его пониманию жизни, являются очень важными. Потому что послание Церкви – это нравственное послание, это призыв к чистоте, праведности, к святости, это призыв к добру, к снисхождению, это призыв к тому, чтобы сердца наши были открыты друг другу.».(6).


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница