Курс лекций для студентов направления подготовки «технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»



Скачать 187.99 Kb.
страница1/5
Дата09.03.2018
Размер187.99 Kb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5

Правоведение
курс лекций

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ» (ТППСХП)
Тема №1. Основы теории государства и права

План


1. Понятие и признаки государства.

2. Формы государства.

3. Понятие и признаки права.

4. Формы права.

5. Правонарушение.

6. Юридическая ответственность.


Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Правоведение изучает (предмет правоведения):

1) право как социально-политическое явление;

2) государство, использующее право для управления делами общества;

3) взаимосвязь между государством и правом;

4) систему права и его составные части – отрасли права.

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует власть и выступает средством проведения политики государства.
1. Понятие и признаки государства

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специального государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства:

- территория и ее границы (с появлением государства появляются не только понятия государственной территории и государственной границы, но и такое, как «гражданин государства». Оно означает принадлежность физического лица к конкретному государству);

- публичная власть (т.е. власть, созданная обществом, реализуемая в обществе и во имя общества, его потребностей и интересов. Но государство не сливается с обществом и реализуется посредством специальных органов. В современных странах – это государственные (а также муниципальные) органы власти);

- суверенитет (верховенство, независимость от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. Государственная власть – единственная, которая принимает законы, охраняет правопорядок, осуществляет правосудие, собирает налоги),

- правовая система (с помощью законов и иных нормативных правовых актов государственная власть придает своей воле обязательность, повелительный характер для всего населения. Неисполнение их влечет применение принуждения);

- система налогов и сборов, бюджет, казна (государство обладает монополией на введение и сбор налогов. Все поступления аккумулируются в соответствующих бюджетах, часть поступает в государственную казну);

- легальное принуждение (принуждение со стороны государства осуществляется специальными органами, созданными для этой цели и обладающими соответствующими материальными средствами);

- наличие государственных символов (использование государственной символики регулируется достаточно жестко – это официальное представительство государственных должностных лиц, церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.).

Следует помнить: главные составляющие государства – территория, ее границы, власть, налоги и законодательство.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение. Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по объектам воздействия – политические, экономические, социальные, экологические, культурные, правоохранительные и др.;

2) по сферам деятельности – внешние и внутренние;

3) по продолжительности – временные и постоянные;

4) по степени важности – основные и неосновные.

Существуют различные формы проявления функций государства:

1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

2) организационные – регламентирующая, хозяйственная и идеологическая.

Рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются взаимоконтроль высших органов государства через систему сдержек и противовесов предполагает наличие разделения власти. Единая государственная власть институционально и организационно подразделяется на относительно самостоятельные ветви, в первую очередь, – законодательную, исполнительную и судебную:

1) основная задача законодательной (как правило, представительной) власти – издание законов. Речь идет об органах, которые принято именовать парламентами;

2) главная задача исполнительной власти – исполнять те законы, которые приняты законодательными органами публичной власти;

3) судебные органы разрешают споры между органами двух ветвей власти. Именно судебные органы могут установить истину в юридическом смысле слова.

В территориально крупном государстве формируется трехуровневая публичная власть, в которой в качестве звеньев (уровней) по вертикали различаются: федеральный, региональный (субъектов федерации – республик, краев, областей) и местный – муниципальный (районов, городов, поселений).




государственная власть


– муниципальная власть



Ячейка государства орган государственной властиэто звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.
2. Формы государства

Форма государстваэто совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.c:\users\владимир\desktop\лек 9 - 1.jpg

Наиболее известными формами государства являются:



  1. форма правления,

  2. форма территориального устройства,

  3. политический режим.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти.

Различаются две основные формы правления – монархия и республика.

А. Монархия (в пер. с греч. – единовластие) – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который, выполняя функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление. Виды монархии: а) абсолютная; б) ограниченная (в т.ч. конституционная).

Б. Республика (в пер. с лат. – общенародное дело) – форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением и их деятельность ограничена определенным сроком. Республики подразделяются на: а) президентские, б) парламентские.

Под формой территориального устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между центральными и местными органами.

Государства с позиции политико-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя).

А. Унитарное государство – единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся единым органам власти и признаками суверенитета не обладающих

Б. Федерация – союз несуверенных государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована центру.

В. Конфедерация – союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Г. Империя – это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору.

Политический режим – совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают: а) демократические, б) недемократические (авторитарные, диктаторские, тоталитарные) режимы.

А. Демократический режим. Для такого вида режима характерны свободные выборы, регулярное, периодическое обновление власти, политический плюрализм и многопартийность, наличие реальной политической оппозиции, реальное разделение власти и эффективная система сдержек и противовесов, развитая система прав граждан и их гарантирование. В данном государственном режиме ограничено применение методов принуждения.

Б. Авторитарный государственный режим характеризуется преобладанием методов принуждения при сохранении отдельных приемов либерализма. В странах с таким режимом доминирует исполнительная власть, глава государства; выборы в представительные органы являются формальностью, народ отстранен от управления государством, формирования государственной власти и контроля ее деятельности. Политическая оппозиция практически отсутствует (иногда формально разрешается деятельность близких по идеологии партий или профсоюзов).

В. Диктаторский режим – узурпация власти политической партией или группой заговорщиков. Всякое противодействие господствующей идеологии объявляется вне закона и преследуется вплоть до физической ликвидации.

Г. Тоталитарный режим – полная противоположность демократического государственного режима. Характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию, власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется. Тоталитаризм имеет три разновидности: левый – коммунизм, правый – фашизм и религиозный – фундаментализм.
Конституция Российской Федерации (ст.1) характеризует нашу страну как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, называя, таким образом, несколько ее форм. Кроме того, ст. 7 Конституции определяет, что: «Российская Федерация – социальное государство», а ст. 14 основного закона гласит: «Российская Федерация – светское государство.
3. Понятие и признаки права

Право – это система юридических норм, т.е. общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, определяющих виды и пределы возможного либо должного поведения субъектов, т.е. их права и обязанности.

Признаки права:

1) общеобязательность;

2) нормативность;

3) обеспеченность государственной властью (в т.ч. принуждением);

4) формальная определенность;

5) системность.

В качестве составных элементов системы права выделяются: отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут, норма права.

Первичной составляющей, «кирпичиком» права является правовая норма (чаще всего – правило поведения). Таким образом, право является одним из важнейших регуляторов социального поведения людей, хотя и далеко не единственным. Кроме правовых, существуют моральные, религиозные нормы, семейные, корпоративные, этические, политические и многие другие. Однако только правовые (юридические) нормы устанавливаются государством и обеспечиваются силой его принуждения.



Норма права (правовая норма) – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Структура нормы права – внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.


Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, условие, при котором норма права вступает в действие.

Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе.

Санкция выражает вид и пределы юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции.

Правовой институт – это группа правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Например, в гражданском праве – институт собственности. Часть комплексного института – субинститут – это небольшая группа близкородственных норм права, например, в институте собственности – субинститут владения.

Отрасль права – это крупная система правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Подотрасли регулируют отдельные группы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой и обособленностью. Например, в отрасли конституционного права можно выделить подотрасль избирательного права.

Отрасли права можно классифицировать по предмету правового регулирования:

1) конституционное право;

2) гражданское право;

3) административное право;

4) уголовное право – и др.

По назначению различают отрасли:

1) материального права, устанавливающие основные дефиниции определенной отрасли права, субъективные права и юридические обязанности субъектов (гражданское, уголовное и т.д.);

2) процессуального права, регулирующие порядок реализации и защиты прав и обязанностей (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное).

По составу субъектов выделяют отрасли:

1) частного права, направленные на защиту интересов частных лиц (гражданское, семейное);

2) публичного права, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления (конституционное, уголовное, административное).

Под источником права понимают:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);

2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);

3) источник в формально-юридическом смысле – т.н. формы права.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница