Куликов Д. К. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа и её методологическая оценка в работах М. К. Петрова



Скачать 161.31 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата12.05.2018
Размер161.31 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Политическая концептология № 2, 2012г.
189
ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
СЕПИРА-УОРФА И ЕЁ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
В РАБОТАХ М.К. ПЕТРОВА
Д.К. Куликов
Таганрогский технологический институт ЮФУ

Аннотация: Статья посвящена анализу и методологической оценке гипотезы
лингвистической относительности, данной в работах крупного ростовского философа –
М.К. Петрова. Показано, что обращение Петрова к этой теме не является лишь эпизодом в
контексте проблем языка и познания, но образует определенный узловой пункт в
теоретикометодологической конструкции. Показано, что критическое отношение к
гипотезе Сепира-Уорфа в работах Петрова сосредоточено вокруг ее оценки как
парадигмального явления в науке и как теоретической формы самосознания европейской
культуры. Проанализировано методологическое значение вводимой Петровым дихотомии
частной и общей теории лингвистической относительности.
Ключевые слова: лингвистическая относительность, знаковые системы, тезаурус.
1. Гипотеза лингвистической относительности и ее тезисы.
Американский лингвист и этнограф Э. Сепир пришел к заключению о фундаментальном влиянии языка на представления и поведение индивида. Эта идея была подхвачена его последователем Б.Л. Уорфом и легла в основу разработанной в е годы гипотезы лин-
гвистической относительности. Согласно этой гипотезе мысленное членение мира и формирование системы понятий, посредством которых постигается мир, происходит в соответствии с системой категорий естественного языка, которым пользуются субъекты познания. Э. Сепир полагал, что языки – это способы выражения социальных миров разных социальных групп. Миры, в которых живут различные общества, – это разные миры, а вовсе не один и тот же мир с различными навешанными на него ярлыками. Развитие гипотезы привело к заключению, что тип языка определяет не только формы поведения языкового коллектива, нов целом и тип культуры, и тип мышления. В общей своей формулировке гипотеза имеет две версии слабую и сильную.
1
Сепир, Э. Статус лингвистики как науки / Языки как образ мира Э. Сепир. – М. – СПб: Terra Fantastica,
2003. – С. 131.
www.politconcept.sfedu.ru


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница