Культурологический компонент в образовательном процессе



Скачать 282.01 Kb.
страница1/10
Дата06.03.2018
Размер282.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

СОЗДАНИЕ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Наталья Сергеевна Муродходжаева,

кандидат педагогических наук, доцент ИППО МГПУ
Уникальность каждой личности складывается из «индивидуального», «особенного» и «универсального». Сфера «особенного», этнокультурного, ментального в виде языка, традиций, мировоззрения, неповторимого образа мысли и действия становится «внутренним содержанием личности, второй ее природой». Опыт поколений концентрируется в присущей каждой культуре иерархии ценностей, которая и определяет характер направленности личности как носителя и субъекта этнокультуры.

В то же время, современная социокультурная ситуация характеризуется наличием двух противоположных тенденций. С одной стороны, это глобализация всех сторон общественной жизни, и, следовательно, унификация образцов и ценностей культуры. С другой стороны – стремление к сохранению национально-культурного своеобразия. В данном контексте необходимое условие в области регулирования отношений человека с миром — это воспитание человека в духе самоуважения и миролюбия, признания возможности существования других точек зрения, позиций, мнений и культурных приоритетов.

В исследованиях последних десятилетий проблемам толерантности было уделено повышенное внимание. Единство подходов зарубежных и российских ученых заключается в понимании толерантности как уважения прав человека, человеческого достоинства, его свободы, заботы о людях, принятия другого человека таким, каков он есть.

В данном возрасте начинают осмысливаться и усваиваться моральные установки, а также идеалы нравственного поведения, происходит развитие способов отношения по отношению к самому себе, другим людям, природе и культуре.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом, когда начинают осмысливаться и усваиваться моральные установки, а также идеалы нравственного поведения, происходит развитие способов отношения по отношению к самому себе, другим людям, природе и культуре. У дошкольника происходит накопление опыта выражения отношения к миру.

Осуществление гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи требует обновления содержания, поиска новых методологических подходов. Актуализируется проблема адаптации традиционных средств воспитания к условиям современного образовательного процесса.



Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел раскрывает, соответственно, цель, задачи реализации программы, а также принципы и подходы к ее формированию, значимые характеристики и особенности, планируемые результаты освоения.

Цель – обеспечить общедоступность дошкольного образования и интеграцию представителей различных культур, детей-билингвов в российскую образовательную среду.
Задачи:

1) определить концептуальные положения, на основе которых должна быть создана модель образовательного процесса в ОО с учетом регионального компонента;

2) обеспечить патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;

3) расширить способы толерантного мироотношения в многообразных взаимосвязях ребенка с другими людьми, природой и культурой;

4) обогатить средства культурологического воспитания: адаптированные подвижные игры разных народов, национальные праздники, фольклор, организация взаимодействия на иностранном языке;

5) создать развивающую предметно-пространственную среду дошкольной организации, создающую предпосылки для формирования устойчивых толерантных отношений в среде сверстников.

Принципы разработки культурологического компонента части программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений

Принцип гуманизации ориентирует на приоритет общечеловеческих ценностей, личность воспитанника, создание условий для его развития, саморазвития, раскрытия творческих способностей, формирования социального опыта.

Принцип единства национальных и общечеловеческих ценностей предполагает осуществление воспитания и обучения на основе культурных и духовных традиций русского народа, приобщение к национальной и общечеловеческой культуре.

Принцип интеграции предусматривает, что содержание каждой образовательной области органично вплетается в содержание программы и обладает возможностями тематического объединения с другими образовательными областями.

Принцип креативности ориентирует на создание условий для развития детского творчества, формирование способности находить нестандартное решение в специально созданных и естественных ситуациях.

Принцип взаимодействия с семьей предполагает активное включение родителей и законных представителей воспитанников в образовательный процесс, сотрудничество в различных формах организации воспитания и обучения.

Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды предполагает организацию современного предметного пространства, игровой среды, условий для осуществления активной деятельности воспитанников, содержательного общения, исследования, творчества.

Как отмечалось выше, целевой раздел программы включает особенности и характеристики, значимые для реализации содержания. Для Москвы ключевой особенностью является контекст жизни детей в мегаполисе. Социальная ситуация развития, образовательные возможности и потребности, даже игровая деятельность дошкольника, проживающего в современном мегаполисе, в значительной степени отличаются не только от хрестоматийного понимания дошкольного детства, но и от характеристик сверстников, воспитывающихся в сельской местности либо небольших городах. Глобализация, унификация культурных ценностей, и, в то же время, этническая мозаичность, билингвизм, технический прогресс, доступность гаджетов, плохая экология, высокая занятость родителей и еще более высокие образовательные запросы и ожидания от ребенка – лишь небольшой перечень особенностей мегаполиса как контекста детства.

Со стороны педагогического сообщества было бы ошибочным не использовать богатые социальные и материальные возможности проживания детей в мегаполисе. Также неправильно не учитывать те риски и недостатки жизни в перенаселенном большом городе, которые непосредственно влияют на развитие потенциала личности дошкольника.

Проживание в мегаполисе дает ребенку множество преимуществ в развитии и образовании, рассмотрим наиболее значимые с позиций разработки и реализации культурологического компонента вариативной части программы дошкольного образования.


Таблица 1  Преимущества проживания ребенка в мегаполисе (с позиций разработки и реализации культурологического компонента вариативной части программы дошкольного образования)



Каталог: files -> metod -> doshkolnoe
metod -> Питирим Сорокин выдающийся социолог ХХ века
metod -> Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
metod -> Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой
metod -> Методические рекомендации по разработке программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных учреждений в свете фгос с учетом условий и особенностей Белгородской области Белгород, 2013 г
metod -> Справочник для студента
metod -> Учебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 (07) ббк 28. 081я73
metod -> Методическая разработка для студентов факультета второго высшего и дополнительного образования Самара 2017


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница