Культурологические аспекты переводческой деятельности



Скачать 263.21 Kb.
страница1/3
Дата05.05.2018
Размер263.21 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

_____________________________________________________________

Санкт −Петербургский государственный электротехнический

университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

____________________________________________


КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания по выполнению дополнительного раздела

выпускных квалификационных работ бакалавров

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

2

УДК****
Культурологические аспекты переводческой деятельности: метод. указания по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ бакалавров / сост.: Е. В. Умова. СПб.: Изд −во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2016. ** с.

Для направления подготовки 035700.62 Лингвистика

Для профиля: 035702.62 Перевод и переводоведение

Утверждено

редакционно −издательским советом университета

в качестве учебно −методического пособия



© СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2016

Введение


Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра в соответствии с основной образовательной программой является обязательным этапом итоговой государственной аттестации. Выпускная квалификационная работа бакалавра, согласно требованиям СПбГЭТУ, является логически завершенной работой. Перечень дополнительных разделов ВКР формируется методическим советом по направлению подготовки. Конкретный выбор разделов определяется руководителем ВКР.

Данные методические указания разработаны для студентов бакалавриата по направлению подготовки 035700.62 Лингвистика,

по профилю: 035702.62 Перевод и переводоведение, выбравших в качестве дополнительного раздела ВКР «Культурологические аспекты переводческой деятельности».

Методические указания носят универсальный характер, требования по оформлению дополнительного раздела совпадают с требованиями к оформлению ВКР.

В дополнительном разделе ВКР «Культурологические аспекты переводческой деятельности» в зависимости от конкретной темы выпускник показать свою способность:

1. Учитывать культурные особенности и ценностно−смысловые ориентации различных национальных, социальных, религиозных, профессиональных общностей и групп.

2. Руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума.

3. Понимать свою роль в сохранении и развитии гуманистических ценностей и готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию.



1. Теоретические обоснования необходимости культурологического подхода при исследовании выпускной квалификационной работы студента.

Культурологический подход является обобщенной методологической основой при исследовании проблем перевода и переводоведения, а также культурной семантики и социолингвистики.

Прежде чем сориентировать студента −выпускника на применение этого подхода в ВКР, следует определить основные понятия и взаимосвязь избранной темы исследования и науки культурологи в целом.

В связи с этим следует, обратить внимание студента на следующие аспекты. Во −первых, в широком смысле, культурология представляет собой комплекс отдельных наук, совокупность различных дисциплин, к которым относятся история, философия, социология культуры и комплекс антропологических знаний. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.

Во −вторых, в узком смысле, культурология − это отдельная самостоятельная наука, определенная система знаний, которая изучает культуру в ее конкретных формах, в которых она (культура) проявляется как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук.

Таким образом, предметом культурологи является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества. При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются:



  • наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

  • изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

  • определение места и роли человека в культурных процессах;

  • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

  • взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

  • изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

  • исследование развития отдельных культур.

Для студента выпускника важно понимание главной цели культурологического подхода в ВКР при котором изучение культуры основывается на ее понимании.

Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними.

На историческом пути пройденным человечеством от древности до настоящего времени соединялись прогрессивные и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. При этом во всех ситуациях главную роль в жизни людей всегда играла культура, которая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке.

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Он имеет множество научных категорий и смысловых оттенков и используется в разных контекстах. Такая ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и дает свое понимание и определение культуры. При этом сама культура полифункциональна, поэтому каждая наука выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры.

Первая попытка научного объяснения феномена культуры была предпринята в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуффендорфом. Они высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Немецкий просветитель И.Г. Гердер на рубеже XVIII −XIX вв. в своих трудах рассматривал культуру в историческом аспекте. По его мнению, развитие культуры составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура является раскрытием сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры. В то же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляют духовная жизнь человека, его духовные способности. Такое положение сохранялось довольно долго.

Наконец, в конце XIX — начале XX в. стати появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было до сих пор. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате в научном сообществе появилась необходимость интегративной науки о культуре, а также систематизации разнообразной информации об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления, языка.

Примерно тогда же появился термин «культурология». Впервые его использовал немецкий ученый В. Освальд в 1915 г. в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения. Это произошло позже и связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973), обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку. Он заложил ее общетеоретические основы и предпринял попытку вычленить предмет ее исследования, отделяя его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология, язык. Он предсказывал культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Именно поэтому термин «культурология» связывается с именем Уайта.

Один из основных вопросов выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования состоит в осмыслении взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством (такое определение весьма распространено), станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает затруднения. Тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Иными словами, все социальные и гуманитарные науки, в конечном счете, являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности.

Определить, где и что должна изучать культурология, ее место среди этих наук, можно через классификацию социальных и гуманитарных наук. К первой группе относятся науки о специализированных видах человеческой деятельности, выделяемые по предмету этой деятельности:



  • науки о формах социальной организации и регуляции — юридические, политические, военные, экономические;

  • науки о формах социальной коммуникации и трансляции опыта — филологические, педагогические, искусствоведческие науки и религиоведение;

  • науки о видах материально преобразующей деятельности человека −технические и сельскохозяйственные;

Ко второй группе - науки об общих аспектах человеческой деятельности безотносительно к ее предмету:

  • исторические науки, изучающие возникновение и развитие человеческой деятельности в любой сфере безотносительно к ее предмету;

  • психологические науки, исследующие закономерности психической деятельности, индивидуального и группового поведения;

  • социологические науки, открывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности;

  • культурологические науки, анализирующие нормы, ценности, знаки и символы как условия образования и функционирования народов (культу р), показывающие сущность человека.

Вследствие этого, культурологический подход в системе научного знания может рассматриваться двух аспектах.

Во −первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любой социальной или гуманитарной науки, т.е. как составная часть любой науки. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще и каковы границы ее существования, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как она сама себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, которое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой.

Во −вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного познания общества и его культуры. В этом аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки.

Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов. Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию. Фундаментальная культурология включает в себя такие основные направления, как социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии.

Следовательно, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Ее междисциплинарный характер соответствует обшей тенденции современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Применительно к культурологии развитие научного познания ведет к синтезу культуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями. Наиболее тесно с культурологией связаны философия культуры, философская, социальная и культурная антропология, история культуры и социология, культурная семантика.

Культурологический подход в ВКР студента выпускника применительно к избранной теме квалификационной работы также подразумевает учет соотношения культурологии и социологии.

В этом случае выпускнику следует обратить внимание на тот факт, что культура является продуктом общественной жизни человека и невозможна вне человеческого общества. Представляя собой социальное явление, она развивается по собственным законам. В этом значении культура является предметом изучения для социологии.




Каталог: assets -> files -> university -> Svedeniya -> Documents
Documents -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
files -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Единый государственный экзамен
files -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
files -> Вопросы к экзамену содержание термина «литературная критика»
Documents -> Методические указания для дополнительного раздела выпускных квалификационных работ бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница