Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева



страница1/3
Дата17.04.2018
Размер0.68 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН»

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01. УП.03.

ОСНОВЫ ДИЗАЙН - ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Москва 2013
Разработчик: М.Г.Марцинечко, преподаватель Иркутского художественного училища имени И.Л.Копылова
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензенты:

А.С.Деденёва, профессор Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук

А.С.Сокольская, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, старший преподаватель Орловского государственного института искусств и культуры, член Союза художников Российской Федерации
Структура программы учебного предмета
I Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

-Учебно-тематический план;

- Годовые требования;

III Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки
V Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI Список литературы

- Обязательная учебная и методическая литература

- Дополнительная учебная и методическая литература



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы дизайн-проектирования» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».

Учебный предмет «Основы дизайн-проектирования» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональной программы «Дизайн», реализуется в обязательной части учебного плана.

Программа предмета «Основы дизайн-проектирования» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках с целью освоения проектной деятельности, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия художественной культуры через пробуждение интереса к изобразительному творчеству.

Программа обеспечивает знакомство учащихся с изобразительными средствами композиции, основами стилизации, основами плоскостной композиции, которые применяются в фирменном стиле, информационном дизайне, графическом дизайне, дизайне книги, плакате. Содержание программы включает в себя основы объемной композиции, сфера применения которой распространяется на разработку проектов модульного оборудования, бутафории, сценографии, упаковки, игрушки, витрины, выставки.

Содержанием программы являются задания, составленные с учетом возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. Выполняя задания, связанные с изобразительной деятельностью, дети учатся применять разнообразные графические материалы, организовывать композиционную плоскость, композиционный центр формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными видами дизайна, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, эмоции, фантазию.

Программа предусматривает использование различных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой по дизайну.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Основы дизайн-проектирования» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте 10-12 лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.



Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма занятий – мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10 учащихся. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.



Цели и задачи учебного предмета

Цели:

развитие художественно-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области дизайн-проектирования;

определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в профессиональных организациях и организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы в области дизайна.

Задачи:


  • овладение основами художественной грамоты;

  • формирование устойчивого интереса к художественной деятельности;

  • овладение основами проектирования и основами исполнительского мастерства;

  • формирование практических навыков создания дизайн-объектов;

  • формирование навыков составления и использования композиции в различных материалах и техниках;

  • творческое использование полученных умений и практических навыков;

  • развитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

  • воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, доброжелательного отношения учащихся друг к другу; сотворчество.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой деятельности учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания, разработка проектов);

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).



Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов дизайна, техник работы с материалом.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, доской.

Средства обучения:



  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

  • наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

  • демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

  • электронные образовательные ресурсы: учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

  • аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Основы дизайн-проектирования» разработано с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей их пространственного мышления и включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техническими способами работы с различными материалами, а практическая часть – это применение теоретических знаний в учебном и творческом поиске. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии мира дизайна, приобретают умения работать в различных графических техниках, технике коллажа, учатся создавать дизайн-проекты.

Содержание программы включает следующие основные направления:

изобразительные средства композиции; стилизация, плоскостная композиция; сфера применения плоскостной композиции (фирменный стиль, информационный дизайн, графический дизайн, дизайн книги, плакат); объемная композиция: сфера применения объемной композиции (модульное оборудование, бутафория, сценография, упаковка, игрушка, витрина, выставка).

Содержание программы направленно на освоение различных способов работы с материалами, а также на ознакомление с традиционными народными ремеслами, другими видами декоративно-прикладного творчества.



Сведения о затратах учебного времени

Срок обучения 5 лет


Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации




Всего часов

Классы

1

2

3

4

5




Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Аудиторные занятия

16

17

32

34

32

34

32

34

32

34

297

Самостоятельная работа

16

17

16

17

16

17

32

34

32

34

231

Максимальная учебная нагрузка

32

34

48

51

48

51

64

68

64

68

528

Вид промежуточной аттестации,

итоговая аттестация



Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Итоговая аттестация (экзамен)






Срок обучения 6 лет


Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации




Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

6




Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12




Аудиторные занятия

16

17

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

363

Самостоятельная работа

16

17

16

17

16

17

32

34

32

34

32

34

297

Максимальная учебная нагрузка

32

34

48

51

48

51

64

68

64

68

64

78

660

Вид промежуточной аттестации, итоговая аттестация

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Просмотр

Итоговая аттестация (экзамен)





Учебно-тематический план

1 год обучения



Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самост. работа

Аудиторные занятия













Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница