Культурные символы и мифы имперской России и их трансформация в советской идеологической системе



Pdf просмотр
страница1/6
Дата04.06.2018
Размер68.8 Kb.
  1   2   3   4   5   6


702
Ñ. Â. Õîìÿêîâ
ÊÓËÜÒÓÐÍÛÅ ÑÈÌÂÎËÛ È ÌÈÔÛ
ÈÌÏÅÐÑÊÎÉ ÐÎÑÑÈÈ È ÈÕ ÒÐÀÍÑÔÎÐÌÀÖÈß
 ÑÎÂÅÒÑÊÎÉ ÈÄÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÉ ÑÈÑÒÅÌÅ
Ðåâîëþöèîííûå ñîáûòèÿ Îêòÿáðÿ 1917 ã. çíàìåíîâàëè ñîáîé íà÷àëî
áåñïðåöåäåíòíîãî ïî ñâîèì ìàñøòàáàì ïðîåêòà – ïîñòðîåíèå ïåðâîãî â ìèðå
ñîöèàëèñòè÷åñêîãî ãîñóäàðñòâà. Äîñòàòî÷íóþ ñëîæíîñòü ýòîé çàäà÷è îáóñëîâ-
ëèâàëî è âðàæäåáíîå âíåøíåå îêðóæåíèå, è ðàñêîë â îáùåñòâå, è îòñóòñòâèå
ìèðîâûõ ïðèìåðîâ òàêîãî òèïà ãîñóäàðñòâåííîñòè, à çíà÷èò, è îïûòà. Ïîýòîìó,
íåñìîòðÿ íà ïðîäåêëàðèðîâàííûé ðàçðûâ ñ ïðåæíåé èñòîðèåé, áîëüøåâèêè ïðîñòî
íå ìîãëè çàïóñòèòü ìåõàíèçì íîâîãî ãîñóäàðñòâà, íå èñïîëüçóÿ íàñëåäèå äîðåâî-
ëþöèîííîé Ðîññèè, ÷òî îñîáåííî çàìåòíî ïðîÿâèëîñü â êóëüòóðíîì ñòðîèòåëü-
ñòâå â ÑÑÑÐ â 1920-å ãã.
Ê ë þ ÷ å â û å ñ ë î â à: îáùåñòâåííîå ñîçíàíèå, êóëüòóðíûé ñèìâîë,
çíàêîâàÿ ñèñòåìà.
Многие традиции, которые вырабатывались в массовом сознании веками существования российской государственности, остались и после падения монархии. Моделирование социальной действительности оста- лось тем же, то есть направленным на объяснение объективной реаль- ности, интеграцию общества и социализацию человека в конкретных условиях; существенным образом изменилось лишь символическое ото- бражение. Новые материальные (статуи, портреты пролетарских вождей,
памятники борцам за революцию) и нематериальные (революционные лозунги, произведения пролетарских поэтов и писателей, песни) симво- лы имеют своей целью объяснить новую социальную действительность,
социализировать человека в условиях формирования новой коммунис- тической морали, интегрировать общество на основе совершенно новой государственности, окруженной плотным кольцом враждебных государств.
Таким образом, традиции политической культуры России (в при- мер можно привести беспрекословный авторитет власти, сакрализация этой власти и идея об особом развитии государства) остались имперски- ми. Если принимать во внимание уровень развития общественного со- знания к 1917 г., то эти мировоззренческие установки не касались сто- личных интеллектуальной и части политической элит, ориентирован- ных на внедрение в архаичный организм государственного устройства элементов западноевропейской политической системы, таких как консти-
ÓÄÊ 94(47).084.3/.084.5:304.4
Раздел 9. «Новый человек»: проект и процесс конструирования
© Хомяков С. В., 2017




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница