"Культура в культуре" аттрактор



страница1/8
Дата23.07.2018
Размер0.61 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

"Культура в культуре" аттрактор

Высший регистр культуры - "культура в культуре",- выполняет функцию центрирования (центрации), которое в содержательном отношении выступает процессом формирования пространственно-временного континуума за счет ключевых аксиостазисов: аттрактора, миссии, идентичности и мировоззрения. Аттрактор, миссия, идентичность и мировоззрение именно потому выступают аксиостазисами, поскольку обеспечивают формирование неких "точек собирания" культурной системы по отношению к трансцедентной реальности спиритуального, социетального, космологического, антропологического и других измерений. В любом случае, такое "сращивание" с аксиостазисами необходимо для обеспечения культурной и социальной системам исторического пространства-времени, а при незаполненности этих регистров воссоздается ситуация "внепространственного безвременья (или вневременной безпространственности, что в содержательном отношении совпадает с дис-континуацией и дистемпорализацией)"1. Впрочем, вопрос тут состоит не только в том, располагает ли культурная система известным потенциалом и интенцией к заполнению этих регистров, но и в том, какими содержаниями будут заполнены эти регистры.

В социально-институциональном плане центрирование становится возможным там, где существуют две базовые социальные группы и соответствующие им социальные институты, а именно - священство с соответствующей религией и церковью, и интеллигенция, реализующая интеллектуальные практики и осуществляющая их институционализацию через систему образования.

Аттрактор2 (аттракторы), будучи образом (образами) высшей реальности фиксируются в религиях и философиях на уровне религиозно-догматического и спекулятивного знания и институционализируются в качестве символов веры - центральных объектов религиозного поклонения, выражающих трансцедентную реальность в ее имманентном преломлении в сознании и коллективном бессознательном (не исключенными являются ситуации, когда сакральным значением, значением символа веры могут наделяться структуры коллективного бессознательного, напр., архетипы, что выступает достаточно распостраненным явлением в социоцентрических религиях, как, напр., конфуцианство). Итак, традиционно начнем с определения. Аттрактор в нашем (авторском) понимании является образом-репрезентацией Абсолюта, который образует и конституирует космос (в его же греческом понимании противопоставлен хаосу как бытие - вечном становлению и небытию).

Аттрактор становится, пользуясь терминологией одного из самых талантливых учеников К.-Г. Юнга - Е. Ноймана - центроверсией, но, в более точном смысле - точкой континуации - Сверх-Я, которое образует времявороты и пространствовороты (С.Б. Крымский)3. Континуация и является процессом центрирования, формирования континуума, в котором этническая иденттичность становится собранной как в пространственном, так и во временном измерении. Абсолют как точка вечности предоставляет идентичности время и пространство в рамках миссии. Если же сознание, находящееся на уровне регистра (в "лице" интеллектуально-волевой функции) Эго, не приняло решения о выборе надличностного образа, то вместо вертикализации и эволюции оно все более заполняется хтоническими бессознательными содержаниями, что соответствует инволюционным тенденциям развития как психики, так и социальной системы. В однаковой степени истинным является и утверждение о том, что, если у системы есть Бог, то есть и Логос, есть и законосообразность как соответствие ее некоему Закону вечности. Для социальной системы это означает ее сакрализацию - освящение сообщества перед лицом Бога и обретение социальным порядком легитимности наивысшего уровня. И даже формально-обезбоженное сообщество, тем не менее, требует своего освящения через многочисленных богов, пребывающих в природе, космосе или самом социуме. Вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом [Евр.11,1]4. Такое осуществление ожидаемого в прямом смысле слова держится на Законе Абсолюта, а его отсутствие означает вседозволенность и разрушение социальной организации. Аттрактор, следовательно, это образ континуализующей (время- и пространство-образующей) и векторизирующей оси-Абсолюта, представляющей образ сакрального. Ш. Эйзенштадт, один из талантливых представителей исторически ориентированного структурного функционализма, отметил, продолжая рассуждения Э. Дюркгейма, то, что основополагающим для любой социальной системы является разделение на сакральное и профанное (святое и не-святое). Автор полностью согласен с этим утверждением, внося в него лишь несколько уточнений. Аттрактор сам по себе не является чем-то «святым», потому что он представляет человеческое представление о Абсолюте, но сам по себе он не является Абсолютом.

В жизни человека и общества, с позиций индивидуальной и социетальной психики (и в использовании этого понятия автор не является аутентичным, поскольку докторская диссертация Донченко Е.А. была защищена в 1994г., когда исследовательница и ввела в научный оборот это понятие)5 формирование аттрактора является основополагающим с точки зрения его историчности. Без аттрактора нет истории и времени, а следовательно, нет и отцовства, если пользоваться этим понятием уже не просто в биологически-психосоциальном смысле, а в смысле духовном. Отцовство здесь понимается как генетическая преемственность, прочность, определенных принципов, которые итерируются в процессе родовоспроизводства.

Наличие аттрактора означает нечто надличностное и сверхсоциальное. Личностное и социальное существуют и определяются только через надличностное и сверхсоциальное. Я как личность ничего не представляет собой без сверхличностного, социум ничто без Бога, как и человек, по сути, является без него ничем и никем. Я существую лишь настолько, насколько для меня существует Сверх-Я - Абсолют, а репрезентацией Абсолюта выступает аттрактор. Если человек и общество имеют аттрактор, центроверсию, то это означает, что они имеют путь, историю, отцовство и судьбу. С другой стороны, при отсутствии или размытости/ диффузности аттрактора жизнь как человека, так и общества превращается в ад, как в посюстороннем, так и в потустороннем смысле (если понимать под этим адом вечную переходность/безвременность без возврата в состояние покоя-космичности, то украинская история и напоминает этот ад с вечно-переходным обществом). Это собственно и есть то, что украинский социолог Н. Туленков обозначает термином «перманентная транзиторность»6, что лучше передает концептуальную нагруженность этих реалий (об оциночнисть не приходится, поскольку есть только один концепт, приемлемый для отображения украинской социальной реальности , сравниться с которой по горечью могут разве что страны Африки и Латинской Америки - ужас).

  При этом следует обратить внимание на то, что человеческая воля (которая является принципиально свободной для исследователей и религиозных лидеров, со времен христианства, через Фихте и представителей психологии народов, начиная с В.Вундта) может вполне свободно выбирать тот или иной аттрактор. С другой стороны, как справедливо замечает в своих работах Е. Донченко7, выбор аттрактора является скорее «нащупыванием» центроверсии, с чем полностью согласен автор этих строк. Абсолютом задается как «цель», «идеал» эти другие тому подобные аксиологические и телеологические конструкты; ведь аттрактор - это образ того вечно живого (безусловного и сквозного общего Закона), в котором каждый хотел бы остаться навсегда, если бы он имел такую возможность.

Аттрактор - это отдых от измельчения, суетности, парцеллярности, приватности-мелочности, в которой каждый находится ежедневно. Аттрактор собирает человека и общество, превращая его бытие из эфемерного в героическое, потому как героичность, в четком понимании М. Мамардашвили - это перманентное собирание и неустойчивая собранность. Героический человек в каждом акте своей повседневности представлен полностью, совокупно, целостно, хть эта целостность и держится на тонкой нити, рискующей оборваться над пропастью. Стать героем, действительно, может не каждый, так как для этого психика (как индивидуальная, так и социетальная) должна постоянно собираться, то есть, вертикализироваться. Подобная вертикализация осуществляется и в социальной системе, в которой происходит институциональное центрирование на уровне религии и церкви, продолжаемое в университетах, собственнно вертикализация также происходит на уровне идеологического аппарата государства, политических партий, продолжаясь в правовой системе, институтах социализации до семьи включительно.

Человек создан как вертикализированное существо, которое самой своей телесной осанкой выражает величие Божие как стремление к трансцеденции и самопреодолению, а тело человеческое - это символический призыв в высоту, который противостоит эфемерности раболепия и пресмыкательства перед материальными стихиями, так же как и перед всем частичным и хтоническим. Однако, аттрактор далеко не всегда находится в плоскости высотно-должного, спиритуального, поскольку, как уже отмечалось, точкой своего собирания человек и общество могут выбирать все что угодно - ведь именно таким создан человек вопреки всем условным ограничениям, по образу и подобию Увековеченно-Безусловного, словами которого были: «Узнаете истину, и истина сделает вас свободными ...»

Не все и не каждый выбирают это самое вечное, и это лишь подтверждает фундаментальную свободу человеческого сознания. Ведь что такое это свобода? Это и есть возможность сознания безусловно и безоговорочно, без колебаний и сомнений утверждать собственное бытие вопреки средовой энтропийности и разнообразным колебаниям. Даже более того: сознание имеет свойство отклоняться от центроверсии, в чем и находит выявление человеческая девиантность, на языке религиозной этики иудаизма, христианства и ислама - греховность. Держать центр и точку сборки перед глазами в каждый момент жизни, помнить о смерти перед лицом вечности, собирая себя в направленный луч энергии, устремленный к Трансцеденции при противодействиии давящей низменности (болезней, голода, обычной суеты) - это действительно признак аристократической ментальной формации, в то время как отклонение в сторону, "расползание по горизонтали", распыление и фрагментация - типично человеческое явление, ведь ничто человеческое, как известно, не является чуждым для человека.

Быть таким героем каждый день - это существенное душевное перенапряжение, в каком-то смысле слова - высшее стрессовое состояние и стрессовый регистр, в котором психика и социальная система, выражаясь языком классиков НЛП (автор чтит исследователей этого направления психотехнологий, в тезарусе которых используется понятие «выравнивание логических уровней»8) постоянно выравнивается, а в авторском понимании - вертикализируется.



Вообще, процессуальные векторы движения психики и социальной системы можно представить в виде трехмерного континуума:

а) вектор движения вверх, от бессознательного через сознание к сверхсознанию (для психики), от быта, семьи и экономики - к морали, праву, идеологии, высшему образованию и религии-церкви. Как для психики, так и для социальной системы - это вектор собирания-центрирования-вертикализации, эволюции, сублимации, дифференциации, преодоления дурной множественности и дробности как в психическом, так и в социальном измерениях. Как психика человека, переходя от бессознательного к сознанию и сверхсознанию наращивает обертоны упорядоченности, направленности, холономичности, так и социальная система тоталлогизируется и все более выходит за пределы механистического состояния, развертывая аутопоэзийное архитектоническое самоструктурирование. Рост и дифференциация социальных институтов, преодоление теневых и центробежных процессов, социопатий и аномий, замена латентных социальных стратификаций - эксплицитными, неформально-корпоративных регуляторов - формально-рациональными, преодоление корруцции и сепаратизма - все это запараллеленные по отношению к психической системе тенденции, имеющие место в социальной системе. Эволюционные тенденции находят свое преломление в формировании аутопоэзийных метаструктур социальности, которые предполагают транспарентность процессов социального конструирования для всех социальных акторов при их вовлечении в процесс этого конструирования за счет тотального социального действия, интеграцию мира повседневности и микроуровневости и макросоциетальных уровней.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница