Культура Московской Руси XVI века: практикум для работы со школьниками



Скачать 458.65 Kb.
страница1/6
Дата03.06.2018
Размер458.65 Kb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5   6


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Институт образования


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Культура Московской Руси XVI века: практикум для

работы со школьниками

Студентка группы № 705

Ларченко Ольга Владимировна

Руководитель ВКР

д.и.н., проф. Данилевский Игорь Николаевич
Консультант

к.и.н., доц. Васильев Алексей Григорьевич

Москва, 2014

Оглавление


В дореволюционной историографии XVI век преимущественно рассматривался как период образования централизованного древнерусского государства. 6

Калуцкая Е.К. Методика препoдавания истoрии в 1920-е гг.: осмысление опыта прошлого в новых условиях http://pish.ru/blog/articles/articles2008/153 11

Абдyлаев Э.Н.. О некотоpых приемах изучения истории культуры // Преподавание истории в школе №5, 2010 г. http://pish.ru/blog/category/articles 26



Введение

Говоря об изучении темы культуры в школе, прежде всего, следует отметить те задачи, которые должны быть решены в классе учителем и учениками. Школьникам важно показать непосредственную связь культуры со всем курсом истории, её включенность в экономическую, политическую и социальную жизнь общества. Многообразие определений культуры, с одной стороны, является недостатком для процесса школьного преподавания, так как затрудняет понимание и интерпретацию. Но с другой стороны, эта особенность культуры, её разноликость дает ученикам возможность самим подумать над содержательной стороной культуры, самостоятельно проанализировать свой опыт, сравнить его со сведениями, полученными от учителя, вынести свое собственное суждение.

С момента начала систематического преподавания истории как науки, государство всегда уделяло ей особо пристальное внимание. Школьные учебники очень часто служили инструментом идеологической пропаганды. С этим связана и одна из главных функций истории, как школьного предмета – воспитательная функция. Мудрость и нравственность наших предков, начиная с древнейших славян, служили основой для воспитания детей в православной России.

Революционные изменения в государственном строе в начале XX века поставили новые задачи перед школьным образованием и, в первую очередь, перед изучением истории. Традиционные приемы обучения претерпели изменения. Упор делался на самостоятельное выполнение школьниками заданий из рабочих тетрадей, на непосредственное знакомство с источниками.

Все те же задачи ставятся перед историческим образованием и сейчас. Это и воспитание патриотизма, и развитие самостоятельности и творческого мышления. На данный момент полный отказ от учебников как средства передачи знаний школьникам невозможен. Но вполне реальным и часто применяемым в школах подходом является дополнение информации из учебника работой с историческими источниками, выполнение заданий из «рабочих тетрадей». При этом акцент можно делать на построении аналогий между событиями различных эпох, способствуя тем самым формированию целостного восприятия исторического процесса у школьников.

Актуальность вопросов составления новых учебных материалов подтверждает и создание на государственном уровне в 2013 году специальной рабочей группы для подготовки концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Обращаясь к теме изучения культуры, хотелось бы, в первую очередь, особое внимание уделить ознакомлению школьников с источниками, позволяющими им самостоятельно составить свое представление об эпохе. В условиях расширения информационного пространства, с которым каждодневно приходиться сталкиваться школьникам, особенно актуальна задача освоение учащимися основных навыков работы с текстом, развитие способности к самостоятельному анализу и интерпретации источников.

Объектом исследования выступает отечественная и зарубежная историография, посвященная вопросам изучения культуры, а также учебная литература, раскрывающая особенности изучения данной темы в школе.

Предметом исследования является изменение трактовки и круга проблем, выделяемых при изучении древнерусской культуры.

Цель исследования: отбор и составление учебных материалов к теме «Культура Московской Руси XVI века».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:



  • рассмотреть историографию изучения данного вопроса, понять какие источники привлекались для его изучения;

  • выявить особенности преподавания истории в школе в различные периоды;

  • проанализировать источниковедческую базу и определить, какие источники больше всего подходят для работы со школьниками;

  • разработать методические материалы для практического занятия со школьниками с привлечением текстов источников.

Данная работа не ставит цель восполнить какие-либо пробелы в историографии вопроса изучения публицистических произведений Древней Руси. Напротив, изучить достижения отечественных историков в данной области, и по возможности изложить их в простой и доступной для школьников форме, проиллюстрировав примерами из богатого наследия древнерусской литературы – вот чего хотелось бы достичь автору этой работы.

Проектируемый в работе методический материал призван проиллюстрировать перед учащимися эпизод отечественной истории, относящийся к XVI веку – времени распространения вольнодумных сочинений, и появления на Руси книгопечатания. Данная эпоха предоставляет нам большое количество разнообразных текстов. Выбрать из них наиболее подходящий для подробного рассмотрения на школьном уроке предстоит в ходе сравнительного анализа накопленного историографического и источниковедческого материала, а также изучения опыта преподавания отечественной истории.

В работе представлен примерный план проведения урока истории, посвященного изучению культуры Московской Руси XVI века, для учащихся 10 класса.


Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа «Измерения в психологии и образовании»
2014 -> Программа дисциплины «Карл Маркс как социолог: текстуальный анализ \"Капитала\"»
2014 -> Актуальность
2014 -> Программа дисциплины философия для направления
2014 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2014 -> Растущая конкуренция в современном мире заставляет страны и регионы пересматривать их подход к экономическому развитию. Сегодня региональные власти ищут новые способы создания и развития инновационных компаний
2014 -> План курса лекций проф. Д. И. Дубровского «проблема сознания в философии и науке» для студентов философского факультета Высшей Школы Экономики
2014 -> Программа дисциплины Современная демографическая ситуация 
2014 -> Программа дисциплины «Социология труда и занятости»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница