Культура как объект философского осмысления



Скачать 228.07 Kb.
страница1/3
Дата14.05.2018
Размер228.07 Kb.
  1   2   3

т. с. лапина


КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

Культура издавна является одним из предметов внимания философов, однако хотелось бы представить современный вариант философской рефлексии над ней. Будем исходить из аксиоло-гического понимания культуры, при котором она осмысляется в ее неизменно положительной значимости для человека и общества. Культура является фундаментальным явлением социума, ибо человечество пока выживает и развивается благодаря преобладанию культуры над разрушительными общественными процессами. Она формируется в ходе исторического возделывания субъектами ресурсов достойного человеческого существования и вмещает в себя созданное ими ценностное достояние. Культура представляет собой гуманизированный опыт производства и освоения ценностей людьми. В приведенном определении выражены три особо яркие черты культуры: ее человекоугодный, ценностный и искусственный характер.



Предмет философии культуры

Философия не может и не должна разрабатывать ни общую теорию культуры в целом, ни тем более теории отдельных ее видов, ибо это очевидно составляет прерогативу культурологии. В качестве объекта философского рассмотрения культура представлена в ее философии. По поводу того, что собой представляет философия культуры, в современной отечественной литературе высказывают различные мнения, а иногда вступают в полемику такие авторитетные авторы, как М. С. Каган, П. С. Гуревич, В. М. Межуев, М. Б. Туровский, В. М. Розин, И. М. Быховская, Э. А. Поздняков и др. При всех достоинствах имеющихся публикаций по затронутой теме1 большая их часть уязвима в том отношении, что в них проступает недостаточная методологическая обоснованность трактовок философии культуры, вследствие чего почти не улавливается ее специфика. Так, М. С. Каган считает, будто философия призвана и может «осмыслить культуру в ее реальной целостности и полноте конкретных форм существования, в ее строении, функционировании и развитии»2. По мнению Кагана, философия может достичь этой цели, овладев методологией системного исследования и рассматривая культуру в качестве сложнейшей системы3. Однако составление целостного и системного представления о культуре, особенно в «полноте» ее «конкретных форм», является все же делом культурологии.

Имеются и другого рода попытки дать решение затронутой проблемы. Например, В. М. Межуев полагает, будто «философия культуры в целом предстает ...как история разных, сменяющих друг друга теорий культуры»4. Но, думается, неправомерно отождествлять историко-философские концепции культуры с философией культуры при всей их взаимосвязи.

Стараясь раскрыть специфику философии культуры, авторы пока слабо учитывают природу философии в целом, ими также недостаточно принимается во внимание ее расчлененность на такие исторически сложившиеся разделы, как аксиология, онтология, гносеология, философская антропология и социальная философия. Кроме того, при раскрытии темы исследователями не делается должных выводов философского характера из признания рукотворности культуры, а поэтому общие принципы ее объяснения, если они приводятся, не увязываются с общими принципами ее производства. Последние до сих пор вообще оставались никем из исследователей не выявленными.

Считаем, что в соответствии с природой философии как учения о первоначалах и истоках общемировых и родовых форм сущего при философском рассмотрении культуры, в первую очередь, должны осмысляться основания последней – то, чем культура детерминирована, то, откуда она проистекает и какими связя­ми с сущим в целом и его родовыми формами определяется, а также то, что она, в свою очередь, обусловливает. Если культура как целое выступает одним из объектов философского рассмотрения, то ее основания составляют предмет ее философии. П. С. Гуревич прав, когда отмечает, что «конкретное знание о культуре несет культурология, метафизическое – философия культуры»5. Философия культуры представляет собой метафизическое постижение оснований культуры, в которые, в первую очередь, входят конечные причины и следствия ее существования. Почему не только конечные причины, но и следствия? Потому, что культура в обществе составляет необходимость, и это раскрывается философией.

В числе задач философии культуры находится, как видим, выяснение места последней среди звеньев детерминизма, выявление того, почему она не только возможна, но и укоренена необходимым образом, и доказывание неизбежности ее формирования в прогрессирующем человеческом обществе. Философией осознаются те наиболее общие черты взаимосвязи космоса, общества, человека, его активности, которыми обусловлена культура как самая плодоносная составляющая цивилизации. То есть, прежде всего, мы погружаемся в мир внешней детерминации культуры тогда, когда разрабатываем ее философию.

В теоретической репрезентации видов конечных оснований культуры философское содержание должно, естественно, находиться в синтезе с культурологическим. Должной систематизации материала поможет структурирование оснований культуры по главным разделам философии как теоретической дисциплины и соответственно можно говорить об аксиологических, онтологических, гносеологических, философско-антропологических и социально-философских основаниях культуры. Рассмотрение ее конечных оснований в соответствии с разделами философии оказывается обязательным для того, чтобы вовлечь в обсуждение темы значительную часть сугубо философской проблематики.

Поскольку философские основания культуры включают в себя, как отмечалось выше, ее конечные причины и следствия, постольку эти основания составляют общие принципы ее объяснения. Но, принимая во внимание искусственность культуры с философской точки зрения, ее мало объяснить, еще надо в общем виде показать то, как она производится. Можно заключить, что принципы ее объяснения либо сами являются также руководящими принципами ее производства и освоения, либо тесно сопряжены с ними.

Итак, понимание предмета философии культуры в соответствии с природой философии вообще, диверсификация конечных оснований культуры по разделам философии и полновесный учет при трактовке таких оснований искусственного характера культуры спасают рассмотрение последней от выхолощенности философской специфики и позволяют придать материалу воистину философский характер.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница