Критика позитивизма как возможность переосмысления критической философии И. Канта



Скачать 147.25 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата12.05.2018
Размер147.25 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Мачкарина ОД. Критика позитивизма как возможность переосмысления…
278
УДК 1 (091)
Критика позитивизма как возможность переосмысления
критической философии И. Канта
О.Д. Мачкарина
Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии
Аннотация. В статье автором раскрывается специфика восприятия позитивистских идей О. Конта,
Г. Спенсера и других русскими философами второй половины XIX – начала ХХ веков, предлагается анализ философских взглядов П. Лаврова, С. Трубецкого, К. Кавелина, В. Соловьева на проблему познания, выявляется степень влияния критической философии Канта на формирование определяющих философских принципов названных философов.
Abstract. The paper considers peculiarities of the perception of O. Conte, G. Spencer and some other by Russian philosophers of the second half of the XIX – early XX centuries. The analyses of philosophical views of
P. Lavrov, S. Trubetskoy, K. Kavelin on the problem of perception has been worked out; the influence of Kant on philosophical principles of the above-named philosophers has been studied.
Ключевые слова позитивизм, критическая философия, онтология, гносеология, метафизическое мышление, познание,
материализм, эмпиризм, рационализм
Key words: positivism, critical philosophy, ontology, epistemology, metaphysical thinking, cognition, materialism, empiricism, rationalism
1. Введение
С х годов XIX века в Европе начинается "победоносное шествие" позитивизма и материализма, чему способствовали "Курс позитивной философии" О. Конта (1830-1842), "Жизнь
Иисуса" Д.Ф. Штрауса (1835-1836), "Сущность христианства" (1841) и "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842) Л. Фейербаха и другие.
Появление позитивизма стало результатом разразившегося кризиса в философии, который
А.Л. Доброхотовым (1986) справедливо трактуется как кризис онтологизма, причем под онтологизмом понимается одна из ведущих особенностей классических форм философии – установка на разыскание и понятийное выражение таких истин, которые отражали бы структуру бытия как такового ив силу этого задавали бы смысл человеческому существованию, бытию общества в целом. Стоит отметить, что российская мысль осуществила онтологический поворот задолго до того, как в западноевропейской мысли трансценденталистская теория сознания начала преобразовываться в экзистенциально- персоналистскую концепцию "бытия и времени".
В философии России онтологическая тема впервые прозвучала у В. Соловьева и к концу XIX началу ХХ века стала главной. Соловьев и его последователи противопоставили картезианскому по своим истокам рационалистическому идеализму трансцендентализм тоже идеалистической концепции,
но особого типа – идеализм с сильно выраженными онтологическими акцентами, "идеализм
Всеединства", противостоящий субстанциалистскому расколу между миром и человеком, жизнью и познанием, субъектом и объектом.
Отступление от крайнего рационализма к его весьма "мягкому" варианту, сочетающемуся с метафизикой "непостижимого, "неведомого, мистического, и стало неотъемлемой специфической чертой русской философии, отличающей ее от европейского рационализма, в частности, от картезианской философии. Философы России стремились вскрыть специфику того богатого,
полнокровного, духовного по своему существу "внутреннего бытия, которое западным, картезианским философствованием было сжато в одну точку, а в российском мировоззрении, напротив, было расширено, благодаря чему приобрело смысл особого бытия – "непосредственно открывающейся и потому недоступной отрицанию и сомнению реальности".
2. Позитивизм как проявление кризиса метафизического мышления
Новоевропейская философия шла по пути секуляризации мышления, знания, что способствовало рождению экспериментального естествознания, освобождению рационального богословия от контроля со стороны Церкви, становлению автономной философии и, наконец, острому кризису метафизического мышления, начавшемуся с критического подхода И. Канта и завершившемуся панлогической системой
Г. Гегеля, разочарование в которой послужило основой для поиска нового метафизического мышления.
Установки метафизики были признаны несостоятельными. Возникло представление, что научному




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница