Критическое и некритическое мышление в системе коммуникативных отношений



Скачать 141.59 Kb.
страница1/2
Дата30.07.2018
Размер141.59 Kb.
  1   2

Критическое и некритическое мышление в системе коммуникативных отношений

Я уже отмечала, что фактически жизнь каждого человека, как и жизненный цикл конкретной организации, определенного социума, государства может быть представлена в качестве последовательности принятых решений и способов их реализации. Человек всегда (с большей или меньшей степенью рефлексивности) ставит перед собой определенные цели, принимает конкретные решения, определяет пути их реализации. То есть вполне адекватной является интерпретация целостной человеческой жизни и социумов, внутри которых находится человек, в контексте проблем принятия решений. Но столь же очевидно, что это не единственный способ интерпретации жизнедеятельности человека и созданных им социумов.

Например, любое общество может быть представлено в качестве многоканальной системы коммуникативных связей и отношений. Сквозь призму коммуникативных отношений могут быть рассмотрены семья, любой производственный или творческий коллектив, любая общественная или политическая структуры. Точно так же, система межгосударственных отношений может быть проанализирована сквозь призму коммуникативных связей и отношений, разноуровневых и многоканальных. Система коммуникативных отношений во многом детерминируется совокупностью принятых решений и наоборот.

Условно говоря, коммуникативный образ человека и социума и образ этих же объектов сквозь призму проблем принятия решений («решенческий образ») оказываются взаимодополнительными. Ведь человек принимает решения внутри и в зависимости от сложившихся вокруг него коммуникативных связей. Конечно, он может стремиться изменить эту систему коммуникативных отношений. Как известно, «жить в обществе и быть свободным от него нельзя». В данном случае важно не то стремится ли человек изменить сложившуюся систему коммуникативных отношений или нет, а непосредственно сам факт, что человек всегда принимает решения внутри определенных коммуникативных отношений. Способы же принятия решений в сложившейся системе коммуникативных отношений зависят от особенностей функционирования критического мышления.

Совершенно очевидно следующее. Для того, чтобы понять особенности коммуникативных отношений, необходимо понять, каков смысл и значение понятий «коммуникация» и «коммуникативные отношения». Точно так же, чтобы разобраться в том, как в системе коммуникативных отношений функционирует критическое мышление, нужно учитывать смысл и значение понятий «критика» и «критическое мышление», анализ которых был проведен ранее.

Сразу же хотелось бы отметить, что все эти понятия оказываются контекстуально зависимыми, ибо каждая новая область исследования как бы задает свои модели коммуникации и коммуникационных отношений, критики и критического мышления. В литературе описаны различные модели коммуникации. Теория информации, исследования в области «искусственного интеллекта» породили множество математических и технических моделей коммуникации. В рамках гуманитарного знания сформировались иные модели коммуникации. В частности, Г.Г. Почепцов выделяет 25 теоретических и прикладных моделей коммуникации. Это лингвистическая, литературная, театральная, герменевтическая, фольклорная, семиотическая, прагматическая, психоаналитическая, архетипическая, мифологическая, нарративная, социологическая, текстовая, философская, игровая, антропологическая, вещественная, деконструктивистская, постструктуролистическая, другие модели [см.: Почепцов 1998. С. 9-117]. Классификация коммуникационных моделей, предложенная Почепцовым, проводится по разным основаниям. Однако вне зависимости от некоторой хаотичности представленного списка, анализ этого множества моделей позволяет показать, что каждая новая модель коммуникации влечет за собой уточнение определения центрального понятия исследования. В то же время множество различных характеристик и определений понятия «коммуникация» не исключает возможности их систематизации.

Именно такую систематизацию проводит Г.В. Гриненко. Она отмечает, что «под коммуникацией обычно имеется в виду определенный тип общения между субъектами, характерной чертой которого является передача информации в той или иной форме. Но в ряде случаев понятие коммуникации трактуется более широко: как передача от субъекта к субъекту чего угодно (вещей, эмоций, свойств и т.д.), а не только информации». При этом сама Гриненко понимает под коммуникацией прежде всего передачу текста в широком смысле слова, включающего в себя как вербальные, так и невербальные виды текстов [см.: Гриненко 2000. С. 147-149].

Различные способы трактовки коммуникации, наличие множества моделей коммуникации предполагает и разные способы ее структурирования. Структура коммуникации, помимо минимально необходимых элементов, как-то: коммуникатор, коммуникант и текст, который передается в процессе коммуникативного акта [см.: там же, с. 148], может включать в себя, например, различные временные и социальные параметры коммуникации, риторические структуры внутри коммуникативного текста и т.д. Основания для различных способов структурирования коммуникации определяются, на мой взгляд, особенностями исследовательского коммуникативного контекста. Таким образом, в рамках данной работы становится важным расширить «минимальную структуру коммуникации» за счет введения в нее следующего структурного элемента: коммуникативных отношений.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница