Критическая проза андрея платонова: поиски контекста



Скачать 205.08 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата17.04.2018
Размер205.08 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


УДК 82.0; 82.09
А.П. Казаркин
КРИТИЧЕСКАЯ ПРОЗА АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА:
ПОИСКИ КОНТЕКСТА
Статьи Платонова в контексте писательской критики XX века, традиции органической культурологии, уровни самосознания- вопросы, обсуждаемые в предлагаемой статье. Литературные дискуссии рождают иногда раны иронии [1], - вряд ли кто-нибудь оценит более метко и нынешнюю, вялотекущую, и вчерашнюю, костолом- ную, полемику о Платонове, чем он сам. Перед портретом измученного мудреца, умершего неузнанным, теперь любят сниматься деконструктивисты, а броские концепции ввозятся сплошь из-за границы. А. Битов высказал недавно беспокойство по поводу сакрализации фигуры Платонова. Но ведь живое национальное самосознание по природе своей мифологично, почему же продолжение мифа должно нас пугать Будем исходить из этого Платонов становится русским мифом, опора на который помогает нам ответить на вопрос Мы почему, Иван, такие-то?». Если на вызов Петра Россия ответила гением Пушкина (Герцен), тона вызов Ленина - гением Платонова. И как нельзя, по М. Бахтину, втиснуть нашего Шекспира в елизаветинскую эпоху, так не помещается наш Платонов в сталинские пятилетки. А пока не определено место писателя в русской и мировой прозе, нельзя рассчитывать на завершающее понимание его критического наследия. Оно зависит от оценки Платонова - мыслителя и художника в масштабе национальной судьбы. Статье о Платонове-критике знавший его при жизни Ф. Сучков неслучайно дал подзаголовок Запоздавшие и своевременные размышления. Нынешнее обращение к этой теме, тем более, кажется запоздавшим публикаций с 1970 г. (тогда выпущен платоновский сборник Размышления читателя) накопилось немало, среди них 4 статьи только с названием Плато- нов - критик [2]. Но восприятие писателя резко изменилось за эти годы, мы открыли классика и, кажется, осознали понять Платонова - значит подвести литературные итоги XX в. Еще невнятно сказано о Платонове как одной из главных фигур литературного XX в. Дебют Платонова - вызови пророчество, середина пути - трагическая ирония, пафос позднего Платонова можно назвать смирением перед тайной жизни. И оказывается, труднее всего назвать критиков, близких
Платонову. Противников много, единомышленников невидно. Наиболее интересна поздняя платоновская критика - статьи и рецензии, напечатанные в журналах Литературный критики Литературное обозрение. Этот контекст - связи писателя с группой Г. Лукача, М. Лифшица - достаточно изучен [3]. Борьба редакции Литературного критика против вульгарного социологизма означала вторую страницу советского либерализма, после Красной нови А. Воронского. Платонов выступил с критическими статьями в ту пору, когда писательская критика в Советском Союзе почти исчезла в предвоенные и послевоенные годы сборники критических статей издавали только главные литературные комиссары. Третья страница нашего либерализма -Новый мир А. Твардовского - время уже после жизни Платонова. Таким образом, Платонову в е гг.
144 пришлось бороться за гуманистическое понимание критики, и понятно, бой этот, проигранный и предшественником и последователем, был безнадежным в середине сталинского периода русской истории. Платоновские мыслители-странники не оставляют свой народ в беде, избирают путь жертвенного служения ему. Этот подвиг самопожертвования критик приписывает и Пушкину. В зрелости писатель придерживался не только гуманитарной линии в русской критике х гг., но и традиции органической культурологии народ обладает своими, скрытыми секретными средствами для питания собственной души, эти свойства в народе более истинные и органические, они могут питаться лишь из источников действительности Пушкин - наш товарищ. Пушкинская великая удача мыслится Платоновым как жизненно перспективный выбор из глубины национальной культуры. Интерпретируя мир Пушкина в масштабах национальной трагической судьбы, Платонов высказал собственную творческую программу. Платоновские статьи о Пушкине читаются как неформальная программа направления, которому не дали развернуться. В 1937 г. советские литераторы говорили о Пушкине от лица народных масс, эмигранты-беженцы апеллировали к зрелой культуре.
Платонов как будто с первыми (по фразеологии, но явно за высокое наследие русской культуры. Пушкин оказался в е гг. началом, связавшим два враждебных стана. Акцентировка у красных и белых была различной, но споро национальном гении в год великого террора убеждал Россия была и есть. Прежде всего, это писательская критика, а значит, обсуждение ее тезисов в отрыве от художественного опыта писателя некорректно. Писатель-критик судит современную литературу пристрастно он в этих суждениях выражает собственную творческую программу. И если это писатель значительный, его критические штудии дают бесценный материал для суждения о принятых им эстетических нормах. В XX в. просматриваются два пика активности писательской критики - Серебряный веки Оттепель, переломные моменты русского самосознания. Критика раннего модернизма, в основном, писательская, прямо связана с самосознанием литературы, но свидетельствует она, прежде всего, об утрате цельности, об избыточной пестроте, о какофонии. «Религиозно-фи- лософский ренессанс был размыванием почвы-право- славия, а значит и неизбежным срывом в утопию. Проповедником художнического субъективизма в критике выступила в е гг. М. Цветаева, провозгласившая доктрину полноценного чтения как захвата раз искусство свято, то для поэта гибели нет, даже если он захвачен темным духом (Поэт о критике. Пафос ее статей - так вижу, метод - миниум научного обоснования и максимум самовыражения. Из трех типов критиков, выделенных Цветаевой, - «критик-справоч- ник, критик вчерашнего дня и критик-художник -




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница