Краткий очерк исторического развития юридической психологии Глава Предмет, методы и структура юридической психологии



страница1/175
Дата27.07.2018
Размер7.03 Mb.
ТипКраткий очерк
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   175

М.И.Еникеев
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

РАЗДЕЛ I. Предмет, методы и структура юридической психологии. Краткий очерк исторического развития юридической психологии

Глава 1. Предмет, методы и структура юридической психологии


 

§ 1. Предмет юридической психологии и ее задачи


Юридическая психология (от латинского «juris» – право) изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности. Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Задачи юридической психологии:

  • осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

  • раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

  • обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека;

  • раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

  • выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые эмпирические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалифицированного анализа дефектов правосознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения. В гражданско-правовой регуляции необходимы познания в области психологии договорных отношений.

Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника, и др.), и для решения отдельных юридических вопросов – назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления по ст. ст. 107 и 113 УК, реализация ст. 61 УК, требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного.

Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственной отсталости несовершеннолетних, способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний, назначения судебно-психологической экспертизы.

В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. (Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение.

Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.

Как пограничная между психологией и правоведением наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной – она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии. Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяется логикой правового регулирования. Практические рекомендации юридической психологии строго соотносятся с нормами материального и процессуального права.


§ 2. Методы юридической психологии

Используемые в юридической психологии общепсихологические методы исследования имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования. Значительное место среди этих методов занимают методы структурного анализа, естественного эксперимента, включенного наблюдения, исследования документов, контент-анализ и интервьюирование.

Метод структурного анализа направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Этот метод является ведущим в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности.

Метод структурного анализа взаимодействует с методом структурно-генетического анализа, направленным на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития.

Существенное значение для юридической психологии имеют методы качественного (факторного) и количественного (статистического) анализа. Их совокупность позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.

Применительно к задачам пенитенциарной (исправительной) психологии наряду с психологическими используются и педагогические методы.

В отдельных случаях в психолого-юридическом исследовании используется метод лабораторного эксперимента, но более широко здесь распространен метод естественного эксперимента, при котором испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие. (Так, с целью изучения влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов.)

В юридической психологии широко используется и метод беседы – метод доверительного общения с обследуемым лицом. При этом используется прием косвенных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы.

Вспомогательный метод юридической психологии – метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок.

Для исследования личности различных субъектов правоотношений широко используются биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, анкетный метод и метод судебно-психологической экспертизы.



Биографический метод – метод выявления и обобщения биографических данных – разновидность генетического метода исследования. При этом сведения получаются из автобиографии обследуемого лица, принадлежащих ему документов, корреспонденции, сообщений учебно-воспитательных и лечебных учреждений, знакомых лиц, родственников и т.п. Многие из характеризующих личность документов неадекватны – они могут быть тенденциозными или устаревшими. Однако все биографические документы свидетельствуют о жизненном пути личности, т.е. того фактора, без знания которого невозможен психологический анализ личности. При психологическом исследовании возможно применение различных личностных тестов и вопросников.

Метод обобщения независимых характеристик связан с получением служебных и иных характеристик личности из разных источников, что позволяет избежать тенденциозных, неадекватных личностных оценок, прийти к обоснованным выводам.

Судебно-психологическая экспертиза – выявление возможных психических аномалий у проходящих по делу лиц. Она осуществляется высококвалифицированными специалистами по личностной диагностике (эта проблема будет рассмотрена более подробно).

При массовых обследованиях, кроме тестирования, широко используются анкетный метод и метод углубленного интервью, метод балльных оценок и ранжирования.



Специфическим методом юридической психологии является метод изучения отдельного случая (монографический метод) – углубленное исследование социально-психологического явления на одном конкретном, но представительном объекте (представителе класса объектов), выделение в нем типологических особенностей.
§ 3. Система (структура) юридической психологии

Юридическая психология имеет собственную систему категорий (тезаурус), соответствующую логике включенности человека в сферу правовой регуляции. Она состоит из пяти разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.

1. Правовая психология:

  • право как фактор социальной регуляции поведения,

  • психологические аспекты эффективного правотворчества,

  • правовая социализация личности,

  • особенности психического отражения правозначимых явлений,

  • психология правопонимания и правосознания,

  • психология правоисполнительного поведения.

2. Криминальная психология:

  • проблема роли психологических факторов в детерминации преступного поведения,

  • роль биологических и социальных факторов в криминализации личности,

  • понятие личности преступника,

  • психологические типы преступников,

  • психология совершения преступного деяния,

  • психология дезадаптивной, рецидивной и подростковой преступности,

  • психология групповой и организованной преступности,

  • психология вины и ответственности.

3. Психология уголовного судопроизводства:

  • Психология предварительного следствия:

    • психология следственной деятельности,

    • психология личности следователя и других участников уголовного процесса,

    • познавательно-удостоверительная деятельность следователя,

    • психология деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях;

    • информационное моделирование в следственно-поисковой деятельности,

    • психология коммуникативной деятельности следователя,

    • психология следственных действий в системе расследования,

    • судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

  • Психология судебной деятельности:

    • психологические особенности судебной деятельности,

    • психология подготовки и планирования судебного разбирательства,

    • психологические особенности судебного следствия и его участников,

    • психология допроса в судебном следствии,

    • психология судебных прений,

    • психология деятельности прокурора,

    • речь прокурора в уголовном суде,

    • психология деятельности адвоката (защитника),

    • речь адвоката,

    • психология подсудимого,

    • психология принятия судебных решений.

4. Исправительная (пенитенциарная) психология:

  • задачи исправительной (ресоциализирующей) психологии,

  • психологические проблемы наказания и исправления преступников,

  • психология осужденного на лишение свободы,

  • психология жизнедеятельности в условиях исправительно-трудовых учреждений,

  • психология ресоциализирующей деятельности,

  • социальная реадаптация освобожденного.

5. Психология гражданского правового регулирования:

  • психология гражданских правоотношений, позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность,

  • психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству,

  • психологические особенности организации судебного рассмотрения гражданских дел,

  • судебная речь в гражданском суде,

  • психология деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве,

  • речь адвоката в суде,

  • психология деятельности прокурора в гражданском процессе,

  • речь прокурора в гражданском суде,

  • когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность гражданского суда,

  • судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве,

  • психология принятия судебных решений,

  • социально-психологические аспекты деятельности арбитража, нотариата и коллегий адвокатов (юридических консультаций).

 

Как учебная дисциплина юридическая психология имеет вводный раздел «Методологические основы юридической психологии», в котором рассматриваются: предмет, методы, задачи и теоретические принципы юридической психологии, ее место в системе смежных наук, роль и значение в повышении эффективности правового регулирования, историческое развитие юридической психологии.

 

 

Система юридической психологии



  

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: предмет, методы, задачи, теоретические принципы, связь со смежными науками; историческое развитие юридической психологии

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ: правовая психология как отражение в сознании индивида и общества правозначимых явлений; психология правовой социализации личности, правотворчества и правосоотнесенного поведения личности; психология правосознания

КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (по уголовным делам)

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Социопсихогенетические детерминанты преступного поведения. Психология личности преступника; типологическая характеристика преступников. Психология преступного деяния, психология виктимного поведения, групповых и организованных преступлений. Психология вины и ответственности

1) ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ:
Психология участников уголовного процесса; психологические основы следственно-поисковой деятельности и отдельных следственных действий; психология взаимодействия участников уголовного процесса в конфликтных ситуациях. Судебно-психологическая экспертиза
2) ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА:
Психологическая характеристика участников судебного процесса; психология судебного следствия и судебных прений; деятельность прокурора и защитника, психология принятия судебных решений

Психология кары и раскаяния; психологические проблемы ре-социализации; психология исправительной деятельности, психология жизнедеятельности осужденных. Проблемы социальной реадаптации освобожденного и предупреждения преступного рецидива. Пенитенциарная экспертиза

ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: роль психологических знаний в теории и практике гражданско-правового регулирования; психология гражданских правоотношений; психологические аспекты гражданского судопроизводства; судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

    

М.И.Еникеев
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.


Каталог: ebook -> umm
umm -> Учебное пособие по социологии
umm -> Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах"
umm -> Алимжанова Г. М. Сопоставительная лингвокультурология
umm -> Введение в философию
umm -> I. История и философия науки >31,2%
umm -> Курс лекций по философии предназначен не только для студентов и магистрантов всех специальностей и преподавателей философии, но и для всех интересующихся философией
umm -> Экономика социальной сферы
umm -> Лекция №1-2: Лингвокультурология как научная и учебная
umm -> Тема №1 Философия как феномен культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   175


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница