Корпоративная социальная ответственность в России: мотивы, формы, оценка



Скачать 29.91 Kb.
Дата19.02.2018
Размер29.91 Kb.

Леонид Полищук

Корпоративная социальная ответственность в России: мотивы, формы, оценка

В последние годы российские компании направляют значительные средства на социальные нужды, региональное развитие и иные благотворительные цели. Оценка масштабов этого явления затруднена неполнотой статистических данных, отсутствием общепринятой методики измерения социальных инвестиций и общей непрозрачностью российского бизнеса, однако имеющиеся оценки указывают на бурный рост корпоративной благотворительности в стране. Предприятия производят масштабные инвестиции в человеческий капитал, реализуют инфраструктурные проекты, вкладывают средства в здравоохранение и образование, оказывают материальную помощь, осуществляют природоохранные мероприятия, и пр. Пожертвования на подобные нужды становятся правилом и императивом, в основе которого лежит укоренившееся в бизнес-сообществе и политических кругах требование «корпоративной социальной ответственности». Корпоративная благотворительность в России стала таким образом значимым и устойчивым социально-экономическим институтом, который нуждается в анализе и оценке.


Формы и масштабы социально ответственного поведения российских предпритяий рассмартиваются в докладе на фоне и в контексте мировых тенденций корпоративной социальной ответственности. Отмечается, что в России благотворительные пожертвования предприятий превосходят филантропию частных лиц в десять и более раз, тогда как для США и Западной Европы характерна противоположная пропорция. Такая «гиперответственность» связывается в докладе с обремененностью российских фирм социальными обязательствами, высокой концентрацией производства и недостаточно развитым рынком труда, а также дисбалансами межбюджетных отношений. Среди других причин выделяется несовершенство прав собственности, которые подвержены политическим рискам, связанным как с неприятием в обществе сложившегося экономического уклада, так и с уязвимостью предприятий к давлению государственных органов. Наконец, нередко «социально ответственное поведение» являтеся частью сделки с органами власти, которые в обмен представляют фирмам различные льготы и привилегии, включая возможность уклонения от официально установленных налогов, особенно если последние поступают в бюджет более высокого уровня.
В российской корпоративной благотворительности таким образом сочетаются различные мотивы, что затрудняет общественную оценку этого явления. С одной стороны, частный сектор безусловно содействует решению насущных социальных проблем, развитию инфраструктуры, охране окружающей среды и пр. Вместе с тем корпоративная филантропия по-российски подвергает дальнейшей эрозии и без того зыбкую границу между частным и государственным секторами и снижает издержки сговора между бизнесом и бюрократией, которые добиваются взаимной выгоды за счет общества.
Практика замены регулярных налогов «добровольно-принудительными» корпоративными пожертвованиями противоречит требованиям прозрачности, подотчетности и целостности исполнения бюджетов. Масштабное обращение к бизнесу за содействием в выполнении государством своих функций отчасти оправдано, особенно в условиях сохраняющихся экономических и социальных диспропорций. Такая практика, однако, маскирует пороки существующей системы финансирования и управления бюджетной сферой и откладывает на неопределенный срок завершение социальных и административных реформ. В то же время частный сектор несет дополнительные издержки и риски в связи с непредсказуемостью требований поддержать те или иные проекты и программы, инициируемые властью.
В докладе делается вывод о том, что социальная ответственность бизнеса не должна рассматриваться как паллиатив структурным реформам в частном и государственном секторах экономики. Компании должны и будут инвестировать к своей и общественной выгоде в важные для них социальные и инфраструктурные проекты (чему уже сейчас имеются многочисленные успешные примеры), а также использовать благотворительность в маркетинговых целях. В то же время давление на бизнес под предлогом филантропии должно быть исключено, а альтруизм оставлен для частных лиц или благотворительных фондов. Новую российскую благотворительность следует организовать таким образом, чтобы она открывала возможность для взаимопомощи и солидарности в обществе и финансирования донорами общественных благ, но не наносила урона фундаментальным экономическим и общественным институтам, обременяя частный сектор и внося искажения в бюджетную сферу.
Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница