Корни мистики



Скачать 265.31 Kb.
страница1/3
Дата26.05.2018
Размер265.31 Kb.
  1   2   3

Протоиерей Николай Карасев

докторант общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

КОРНИ МИСТИКИ

Г. Москва

Корни мистики

Понятие мистики трудно поддается определению. Однако невозможно отрицать, что мистика как неотъемлемый спутник религии онтологически присуща человечеству и во многих первобытных обществах заменяла религию. Как древние, так и новые ученые указывают на огромную роль мистицизма в познании окружающей действительности. Так, еще Аристотель отмечал непосредственность созерцания аксиоматических истин, а Декарт – интуитивный внутренний свет, показывающий истинность метафизических аксиом1. Пронизывая всю сферу сознательной деятельности человека, мистика, можно сказать, имеет свои предпосылки или корни в онтологии, психологии и гносеологии человека. В нашей статье мы попытаемся выделить онтологические, психологические и гносеологические корни мистики.



Онтологические корни мистики

Мистика присуща человеку онтологически, она участвует в познании и осознании мира. Для того чтобы лучше понять воздействие на человека мистических явлений и его связь с духовным миром, нужно рассмотреть строение мозга и психические функции человека.

Нейропсихология в последнее время стала играть заметную роль в решении многих проблем человеческого сознания, и без знания нейропсихологии можно прийти к ложным заключениям в отношении человеческого познания, в том числе и посредством мистического опыта. Поэтому и изучение мистического опыта и мистики в целом возможно в правильном направлении только в совокупности с изучением строения и функций работы человеческого мозга. Согласно современным исследованиям в области нейропсихологии, «в настоящее время естествознание в целом и нейропсихология в том числе еще далеки от окончательного решения вопроса о материальном субстрате психики. Однако нейропсихологическое изучение закономерностей работы мозга человека на модели локальных поражений его отдельных участков (структур) предоставляет уникальную возможность для изучения этой проблемы – проблемы «мозг и психика»2.

Ряд мистических явлений напрямую связан с работой мозга. Многие отклонения или проявления особого состояния сознания и работы мыслительной деятельности пересекаются с мистическими явлениями и осознанием их проявления. Мистический опыт требует особого состояния сознания, а мистические познания духовного мира возможны во многом только в состоянии измененного сознания. И здесь знание строения и работы человеческого мозга крайне необходимы: «Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую систему, единое целое, состоящее, однако, из различных дифференцированных отделов (участков или зон), которые выполняют различную роль в реализаций психических функций <…> В целом все высшие психические функции имеют и горизонтальную (корковою), и вертикальную (подкорковую) мозговую организацию»3.

Такие явления, как сон, наличие подсознания, интуиция, предчувствие, иллюзии и многие другие психические процессы, можно считать «органами восприятия» и «переработки» мистических явлений. Когда в человеке происходят нарушения нормальной психической деятельности, даже временной, в его сознании возникают психические явления, которые трудно дифференцировать от мистических явлений.

Согласно современным научным представлениям, весь мозг подразделяется на три основных структурно-функциональных блока: 1. энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга; 2. блок восприятия, переработки и хранения исходящей извне информации; 3. блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Первый блок, в котором первостепенную роль играет ретикулярная формация, поддерживает общий тонус ЦНС, который необходим для любой психической деятельности, соответственно он «участвует в осуществлении любой психической деятельности и особенно в процессах внимания, памяти, в эмоциональных состояниях и состояниях сознания в целом»4. Первый блок мозга участвует также в регуляции мотивационных состояний, связанных с различными потребностями организма и основных эмоций: страха, боли, удовольствия, гнева – при этом воспринимает и перерабатывает интероцептивную информацию о состоянии внутренней среды организма и регулирует на бессознательном уровне эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

В мистических явлениях огромную роль играет настроение человека, его эмоциональное состояние и переживание мистического акта. В этом отношении первый блок отвечает за мистические переживания.

Работа второго блока обеспечивает сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимые для осуществления высших психических функций. Этот блок отвечает за деятельность подсознания, и основным структурным анатомическим подразделением его является подкорка, белое вещество головного мозга. Подсознание играет огромную роль в познании духовного мира, состояний экстаза, когда человек воспринимает мистическое воздействие, но не всегда может осознать познаваемое, то, что У. Джеймс называет «неизреченностью».

Третий структурно-функциональный блок мозга – это в основном серое вещество головного мозга (корка), которая отвечает за сознательную деятельность человека, – он программирует и контролирует сознательные психические функции организма человека.

Таким образом, психическая деятельность человека есть взаимодействие духовного и материального начал в человеке. И по замыслу Творца, человек создан с таким строением мозга, который способен воспринимать воздействие не только материальной среды, но и духовного мира, и не только воспринимать, но и в определенной степени осознанно контактировать с ним.

Интересное сопоставление раннехристианского понимания строения мозга и мистики можно найти у египетского аскета III в. Евагрия Понтийского: «Когда, наконец, ум начинает чисто и бесстрастно молиться, тогда бесы нападают на него уже не слева, а справа. Они образно представляют ему славу Божию и принимают вид чего-либо угодного чувству, так что ему кажется, будто он уже совершенно достиг цели молитвы. Это, как сказал преизобилующий ведением муж, происходит от страсти тщеславия и от беса, прикасающегося к определенному месту мозга»5.

Таким образом, человек онтологически предопределен к мистической деятельности. Он способен и может воспринимать, перерабатывать и до определенной степени осознавать мистическую информацию. Конечно, есть ряд аспектов духовной жизни, которые не доступны его сознанию и находятся за его пределами, но человек может их воспринимать подсознательно, и в этом процессе участвуют первый и второй блоки головного мозга. Свт. Дионисий Ареопагит так осмысливает степень возможности познания человеком мистического: «Божественное открывает себя и бывает воспринимаемо в соответствии со способностью каждого из умов»6. В комментарии на это место св. прп. Максим Исповедник пишет: «Не потому, говорит он, Бог открывается каждому в соответствии с его силой, что Ему жалко открыть больше, но – чтобы соразмерностью боговедения соблюсти справедливость; ибо это свойство справедливости – отмерять каждому по достоинству. Знание о Боге ведь безмерно, но мы-то нуждаемся в мере. Ведь если бы нам было открыто непомерно, нам было бы не спастись, – как и телесному оку не выдержать прямого взгляда на солнце»7. Преподобный говорит, что знание о Боге безмерно, т. е. Бог воздействует на человека одинаково. Подсознание воспринимает это воздействие, но осознать премудрость Божию человек может только в той степени, в какой готов он, не только физически, но и духовно.




Каталог: images -> articles -> duhovenstvo
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации
duhovenstvo -> Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница