Конспект лекций тема экономическая политика как наука и социальная практика (4 часа) Сущность понятия «экономическая политика». Экономическая политика как наука и практика. Предмет экономической политики



страница1/42
Дата17.04.2018
Размер2.3 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Краткий конспект лекций

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА (4 часа)

  1. Сущность понятия «экономическая политика». Экономическая политика как наука и практика. Предмет экономической политики.

  2. Экономическая власть и ее аспекты. Субъекты и объекты экономической политики. Государство как субъект экономической политики.

  3. Цели и стратегии экономической политики. Макроэкономический механизм реализации экономической политики.



1. Сущность понятия «экономическая политика». Экономическая политика как наука и практика. Предмет экономической политики.

Важнейшими атрибутами развитого, цивилизованного, общества являются институт государства и политическая деятельность. Политика ‒ слово греческого происхождения; оно означает общественную и государственную деятельность, связанную с отношениями крупных социальных субъектов (классов, социальных групп, наций) и представляющих их институтов, целью которой является достижение, удержание и использование государственной власти.

Политика взаимодействует с другими сферами общественной жизни, в том числе с экономикой. Полем проявления такого взаимодействия является экономическая политика, составляющая особую область экономической практики и экономической науки.

Значимость экономической политики в жизни общества обусловлена рядом обстоятельств: усложнением общественной жизни во всех ее проявлениях; комплексностью задач, решение которых невозможно без экономического анализа; опасностями экологических потрясений; трудным поиском компромисса, необходимостью согласования интересов в сфере международных отношений. Естественным выражением значимости экономической политики является рост доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте. Если в конце XIX в. Она составляла около 8 %, то к началу XXI в. Поднялась в среднем по индустриальным государствам до 40 %.

Существует множество определений экономической политики. Так, Дж.М. Кейнс сводил ее к государственному регулированию экономики, воздействию на такие переменные, как склонность к потреблению, норма процента и др. Дж. Бьюкенен сводил ее к процессу обмена налогов и общественных услуг между субъектами и государством. М. Фридмен трактовал ее, прежде всего, как искусство принятия решений.1

Экономическую политику можно определить как деятельность государства и др. политических институтов, представляющих социальные группы и общество, связанную с выбором целей экономического развития, принятию управленческих решений на макроэкономическом уровне и совокупностью мер по их осуществлению.

Экономическая политика сложное явление. С одной стороны, это реальная практика принятия решений и действия по их реализации. Реальная экономическая политика и ее последствия ‒ результат взаимодействия многих разнонаправленных, часто противоречивых, факторов, формирующих суммарный вектор экономического развития страны.

С другой стороны, экономическая политика представляет собой совокупность знаний, позволяющих четко определять ориентиры экономического развития общества и вырабатывать действенные меры по их достижению, разрабатывать эффективные механизмы реализации разнообразных макроэкономических целей и задач.

Синтез этих сторон экономической политики, учет возможного и научная обоснованность, является основой успешного развития экономики страны.

Как всякая наука экономическая политика имеет свой предмет. В самом общем плане она изучает закономерности развития экономики в связи с экономическими отношениями и интересами крупных социальных субъектов, экономической властью и механизмами ее реализации.

Экономическая политика изучает вопросы определения целей развития национальной экономики и ее отдельных областей, выработки и принятия управленческих решений на макроэкономическом уровне, совокупность способов и инструментов их осуществления. Предметом экономической политики является макроэкономический механизм. Экономическая политика изучает и использует макроэкономический механизм, т.е. взаимодействие сил, управляющих совокупным спросом общества и совокупным предложением (в рыночной экономике; а в административно-командной системе он воплощен в системе планово-директивного управления экономикой).

Экономическая политика как наука изучает эволюцию экономических институтов, формирующих условия реализации макроэкономических целей и стратегий. Она изучает поведение основных субъектов и социальных сил, оказывающих существенное влияние на макроэкономическую ситуацию.

Помимо того, экономическая политика как наука изучает экономические теории и концепции, составляющие ее фундамент (теоретическую основу); опыт экономического развития отдельных стран и мировой экономики в целом. Она опирается на концепции политологии, социологии, истории и других дисциплин.




  1. Экономическая власть и ее аспекты. Субъекты и объекты экономической политики. Государство как субъект экономической политики.

Политика как социальная практика фокусируется вокруг власти. Вопрос о власти является ключевым вопросом политики. Власть представляет собой способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение других людей с помощью определенных средств ‒ воли, авторитета, насилия, права, экономических благ и т.д.

Экономическая политика связана, прежде всего, с реализацией экономической власти. Экономическая власть означает возможность контролировать экономические ресурсы и распоряжаться экономическими благами, что позволяет влиять на поведение субъектов хозяйствования. Объектами экономической власти являются: экономические ресурсы и экономические блага. Субъектами экономической власти являются все хозяйствующие субъекты, располагающие экономическими ресурсами и возможностями, определять поведение других людей. Вместе с тем, наиболее значимыми субъектами являются: государство и его представители, корпорации (предприятия, банки, финансовые компании), носители уникальных знаний и квалификацию.

Совокупность субъектов, обладающих политической и экономической властью выражается с помощью понятия «элита». Политическая элита -определенная группа, социальный слой, («внутренне сплоченное меньшинство»), которые концентрируют в своих руках государственную власть и занимают властные посты управления обществом. К ней относятся политики высшего ранга, наделенные властными функциями, а также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к разработке стратегий общественного развития и принятию решений по их осуществлению.

Экономическая элита социальный слой, контролирующий основные экономические ресурсы общества и располагающий экономической властью. Включает крупных собственников, высших менеджеров (глав финансово-промышленных групп, банков). Политические и экономические элиты тесно связаны. Распределение статусов, привилегий, должностей в социальной системе влияет на экономическую власть, а контроль над экономическими ресурсами позволяет влиять на политику.

Экономическая власть, ее пределы и возможности реализации непосредственно связаны с отношениями собственности. Отношения собственности, ее формы взаимообусловлены с распределением в обществе экономической власти, возможность одних субъектов (в том числе и государства) определять поведение других, подчинять их деятельность собственным интересам. В современном обществе контроль над ресурсами и экономическими благами реализуется в сложной системе «пучка прав собственности», закрепления за субъектами отдельных сторон объектов и функций, связанных с их использованием.

Экономическая власть обладает особенностями по сравнению с политической властью. Она базируется, прежде всего, на использовании позитивных средств (стимулировании), предлагая субъектам вознаграждение, стимулы, плату. В то время как политическая власть основана на угрозе насилия.

Государство выступает главным субъектом экономической политики. Оно располагает огромными экономическими ресурсами и действенными инструментами, позволяющими определять поведение других субъектов ‒ предприятий и домохозяйств. Современное государство располагает огромными ресурсами, мобилизованными через налоговую систему, позволяющими ему осуществлять инвестиционные проекты (строить предприятия, объекты инфраструктуры), субсидировать предприятия и целые отрасли, поддерживать социально незащищенные слои населения.

Государство посредством деятельности центрального банка имеет возможность регулировать объемы денежной массы и кредитования, влияя на экономическую активность субъектов хозяйствования. Государство выступает крупнейшим работодателем на рынке труда, крупнейшим покупателем товаров и услуг.

Все это является основой концентрации экономической власти в руках государства.

Вместе с тем, государство путем нормотворческой деятельности задает нормы и правила «игры», нормы поведения субъектов хозяйствования. Государство располагает механизмами административного воздействия на экономических субъектов, обладает «монополией на узаконенное насилие» (М.Вебер). С другой стороны, в рамках своих особых функций оно обладает так называемым преференциальным ресурсом: за плату, лояльность, выполнение требований оно наделяет определенных субъектов преференциями и льготами. Все это придает государству статус особого субъекта экономической политики, обладающего исключительными возможностями в формировании ее целей и обеспечении их осуществления.

Важной научной задачей экономической политики является также формирование экономического мышления граждан, в частности, понимания того, что задача государства – лишь создание «рамочных условий», в пределах которых хозяйствующие субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения.
3. Цели и стратегии экономической политики. Макроэкономический механизм реализации экономической политики.

Целеполагание ‒ важнейший элемент экономической политики. Целеполагание (процесс постановки целей) является первичной формой управления, выработки и принятия решений, заключающейся в постановке генеральной цели и «дерева целей» в соответствии с характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, мировоззренческими установками.

Цели экономической политики существенно различаются в различных экономических системах и странах. Разное видение общественных проблем, разное представление об общественном благе, разные пути их решения. Цели зависят от типа социально-экономической системы, этапа экономического развития, цивилизационных особенностей той или другой страны.

В рамках административно-командной системы цели экономической политики, как правило, были идеологизированы. В таких системах часто доминирует одна «сакральная» цель ‒ «наиболее полное удовлетворения материальных и духовных потребностей общества» (СССР). В рыночной системе они носят более утилитарный характер, сводятся не к определению единой цели, а к их совокупности. Так, в 30-е гг., после кризиса, многие развитые страны приняли концепцию Дж. М. Кейнса, в соответствии с которой важнейшие целевые показатели динамики экономики сводятся к занятости, экономическому росту, потреблению и общественному спросу. В 60-70-е гг. XX в. в экономической политике развитых странах стали доминировать четыре цели: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность денежной системы, внешнеэкономическая сбалансированность.

Реализация целей экономической политики осуществляется с помощью макроэкономического механизма ‒ совокупности способов и инструментов, с помощью которых государство влияет на макроэкономическую ситуацию в стране. В рыночной экономике к ним относятся, прежде всего:

- инструменты бюджетно-налоговой политики: налоги и государственные расходы;

- инструменты денежно-кредитной политики: ставка рефинансирования, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции;

- инструменты внешнеэкономической политики: пошлины, нетарифные ограничения, контроль за валютным обращением и политика обменного курса.



ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

  1. Теоретическая база экономической политики. Концепции экономической политики.

  2. Идеи экономического либерализма и принцип саморегулирования хозяйства. Ордолиберализм В. Ойкена.

  3. Базовая теория экономической политики Я.Тинбергена.

  4. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

  5. Теория политического делового цикла.

1. Теоретическая база экономической политики. Концепции экономической политики.

Каталог: bitstream -> edoc
edoc -> Этика краткий
edoc -> Конспект лекций тема 1: Роль рекламы в современном обществе. Вопросы: История развития рекламы. Понятие рекламы
edoc -> Тема часа Собственность в экономической системе общества План
edoc -> Тема 4 10 часов
edoc -> Конспект лекций Профессиональная и корпоративная культура Тема Понятие профессиональной культуры и факторы формирования современной профессиональной культуры
edoc -> Информационные технологии в туристической индустрии
edoc -> Тема Город как объект комплексного изучения
edoc -> Социальное партнерство и социология труда


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница