Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира



Скачать 487.18 Kb.
страница1/2
Дата23.02.2018
Размер487.18 Kb.
  1   2



Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли.

Н.И.Пирогов
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к православным традициям нашего народа.

Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Пояснительная записка

Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Данная программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программой «Добрый мир» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Продолжается разрушение института семьи. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Структурность жизни, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы.

Издавна отечественная педагогика тесным образом связывалась с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека, имела основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным.

Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.

Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей.

Программа «Духовно – нравственное воспитание» опирается на традиции отечественный педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» материалами духовно-нравственного характера. Это обеспечивает преемственность в решении задач духовно-нравственного воспитания детей на уровне дошкольного и начального образования в соответствии со стандартами нового поколения. В разработке программы учтены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 23/11 2009 №685), содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей общей образовательной программы ДОУ, ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.


Данная программа реализуется в форме кружковой работы в подготовительной группе. Количество обучающихся детей – 17 чел. Время проведения: понедельник - четверг – 15.30 – 15.55 .

Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам. Длительность занятий 25 – 30 мин.


Цели программы:

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям Православной культуры.

2. Изучение истории, культуры России.

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.



Задачи:

1. Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали. Учить детей различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. В разных формах пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создание условий для восприятия детьми целостной картины мира.

3. Через изучение национальных, культурных традиций воспитывать у детей любовь к Родине.

4. Развивать способность воспринимать литературные произведения и анализировать прочитанное, учить формировать свои мысли, выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Воспитывать общую музыкальную культуру. Большее внимание уделять хоровому пению, приучать детей к классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию дошкольников. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами Православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.


Для достижения задач программы используются различные приемы и методы обучения.

Наглядный метод:

- чтение педагогов рассказов с показом демонстрационного материала.

- экскурсий;

- наблюдений;

- показ сказок педагогами, детьми;

- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;

- проведение дидактических игр;

- целевых прогулок;

- моделирование сказок.
Словесный метод используется при:

- чтении литературных произведений;

- чтении стихотворений детьми;

- беседах с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых, дидактических, игр драматизации и др.

- чтении литературных произведений вне занятий;

- сообщение дополнительного материала воспитателем;

- загадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

- чтений литературных произведений родителями.


Практический метод используется при:

- организации продуктивной деятельности дошкольников;

- проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);

- организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин;

- организация вечеров с родителями;
Список используемой литературы:

1. Шевченко Л.Л.: «Устроение отношений в нашей жизни» «Прогулки по дням творения» «Православные праздники» «Наглядный материал» «Рабочие тетради» «Методические пособия»


Возрастные особенности детей

Ребёнок 6 - 7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи в зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В возрасте от 6 до 7 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. В этом возрасте также формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. В 6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором главное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений.

К 6 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослыми. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приёмы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значения слов, многозначные слова.

Круг чтения ребёнка 6 - 7 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно «чтение с продолжением».

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка 5 – 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.

Конечный результат:

Проводя занятия с подготовительной группой, мы считаем, что нужно добиться положительных результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.


Дети получили комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).
Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.



Учебно-тематический план

В программе по духовно-нравственному воспитанию использованы материалы из следующих разделов:

- литература;

- краеведение;

- история;

- познание;

- коммуникация;

- продуктивная деятельность.


Учебный курс включает в себя занятия следующих циклов:

  1. «Наш красивый добрый мир»; Через знакомство с окружающим миром данного блока открываем дошкольникам путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Обращаем внимание детей на его богатство, красоту и разнообразие, учим видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам как единственную возможность их сохранения, способствуем развитию творческой личности ребенка.

  1. «Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?»; Занятия данного цикла на примере литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учим детей различать понятия добра и зла, даем представление о нравственной свободе человека, помогаем увидеть красоту нравственных поступков. Основными задачами таких занятий являются - научить ребенка в себе видеть эти движения к добру и злу и различать их, воспитывать у детей желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним.

  1. «Как устроены отношения в нашей жизни?» Смысл данного раздела в том, чтобы детям в отношении к творениям как к братьям меньшим был показан пример отношения святых к животным. В их действиях выделяются нравственные качества, соответствующие мировосприятию ребёнка 6-7 лет – доброта, любовь, забота, мирность души.

  1. Ценности жизни христиан. В данный раздел включаются занятия в соответствии с календарём православных праздников и датами Дня ангела детей.

  1. «Край, в котором ты живешь». На занятиях данного цикла знакомим детей с историей родного края, формируем фотоуголок на тему «Малая Родина». Основные задачи этих занятий является просвещение детей на тему почитания и любви того места, где зародились предки, откуда берёт начало семья каждого из детей, а также учение видеть красоту и величие памятных мест родного края.

  1. «Православная Россия в Лицах». На занятиях данных циклов знакомим дошкольников с родным городом: историей, памятниками архитектуры, историческим значением города в жизни России, со святынями и памятными местами родного края. На занятиях с детьми просматриваем страницы истории Российского государства, узнаем об историческом прошлом и настоящем Родины, государственной символики, русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли. Основные задачи циклов а) воспитываем у детей чувства любви к своему городу, к своей стране, б) уважение и признательность к основателям города, его защитникам, к людям прославившим Россию, в) гордости историческим прошлым родного края

  1. «Православная культура»;

На занятиях данного цикла знакомим детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, рассказываем о том как встречают православные праздники в России, помогаем в подготовке и проведении с активным участием детей и родителей, календарных праздников, раскрываем им подлинный жизненный смысл. Основные задачи циклов: а) прививаем уважение, любовь к православным традициям своего народа, б) воспитываем желание подражать благим образам.

  1. «Хозяева и хозяюшки»; На занятиях данного цикла знакомим детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведения праздничных дней, содействуем формированию представлений детей об особенностях разных материалов и правила пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. Основные задачи циклов: а) воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах, б) ориентировать дошкольников на мужественные и женские образцы поведения.

  1. Благодарение. Окончание путешествия. Является содержательным обобщением всей программы, она включает основные понятия всех тем – творец, творения, добро, любовь и разрабатывается в разных видах деятельности: музыкальной, художественной и т.д.


Календарно-тематический план.


Количество занятий в год


72

Количество занятий в месяц


8

Количество занятий в неделю


2

Количество разделов программы


9


Учебно-тематический план.
Сентябрь


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница