Концептуальные основы формы правления грядущей россии по учению и. А. Ильина



Скачать 69.54 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата02.07.2018
Размер69.54 Kb.
  1   2


Шестакова
Алла
Сергеевна
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ГРЯДУЩЕЙ РОССИИ ПОУЧЕНИЮ И. А.
ИЛЬИНА

В статье рассматривается учение о форме правления будущей России выдающегося русского мыслителя И. А. Ильина (1883
-
1954 гг.), монархиста и консерватора. В центре исследования И. А. Ильина находятся различия между монархическими республиканским правосознанием человека. Показана их актуальность для современного российского общества.
Адрес статьи www.gramota.net/materials/3/2012/4-1/55.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2012. № 4 (18): в 2
- х ч. Ч. I. C. 204
-206. ISSN 1997-292X. Адрес журнала Содержание данного номера журнала www.gramota.net/materials/3/2012/4-1/
© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес voprosy_hist@gramota.net


204 Издательство Грамота www.gramota.net
УДК 340.121

В статье рассматривается учение о форме правления будущей России выдающегося русского мыслителя
И. А. Ильина (1883-1954 гг.), монархиста и консерватора. В центре исследования И. А. Ильина находятся
различия между монархическими республиканским правосознанием человека. Показана их актуальность
для современного российского общества.

Ключевые слова и фразы государство; форма правления право правосознание культ ранга субординация персона монарха.

Алла Сергеевна Шестакова
Кафедра теории государства и права
Ростовский государственный университет путей сообщения
alla8_5@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ГРЯДУЩЕЙ РОССИИ
ПО УЧЕНИЮ И. А. ИЛЬИНА
©

В России известны философы, чье воздействие на умы столь неординарно и парадоксально и вместе стем столь значительно и глубоко, что явно не укладывается в границы отведенной ему исторической эпохи и, преодолевая свое время, продолжается в судьбах и обстоятельствах жизни новых поколений. Именно таки случилось с трудами известнейшего отечественного философа и публициста И. А. Ильина. Его фундаментальные политологические, социально-философские и историко-философские работы в полной мере вернулись к нам вначале х годов. Удивительным образом совпавшие в тот период по своему тематическому наполнению с острейшим социально-политическим кризисом, существовавшим в нашей стране, они не могли не вызвать к себе исследовательский и читательский интерес, тем более что в них почти с математической точностью были предугаданы многие острейшие коллизии нашей современности и отчасти намечены некоторые пути и способы их преодоления. Вначале х годов И. А. Ильин начал работать над монографией О монархии и республике [5, с. 466]. Данный вопрос И. А. Ильин рассматривает нес точки зрения сопоставления монархической и республиканской форм правления. В центре его исследования находятся неформальные признаки отличий монархии от республики, а различия между монархическими республиканским правосознанием человека. Главными и решающими для И. А. Ильина остаются качества человека, его духовные устремления в рассуждениях о формах власти. И. А. Ильин неоднократно подчеркивал, что не существует более целесообразной для всех времени народов политической формы правления, чем монархия. Лучшей, по его мнению, будет та форма, которая отвечает особенностям аксиом правосознания того или иного народа. Подход И. А. Ильина к изучению монархии отличался исключительной продуманностью и взвешенностью. В полной мере это проявляется в его трактовке различий между монархией и республикой. Обе формы имеют положительные и отрицательные стороны Там же, с. 475]. Н. П. Полторацкий выделял у И. А. Ильина двадцать характеристик, отличающих монархическое правосознание от республиканского олицетворение власти и государства-народа; культ ранга мистическое созерцание верховной власти приятие судьбы и природы, ведомых провидением государство есть семья – патриархальность и фамильярность пафос доверия к главе государства пафос верности
8)
центростремительность; тяга к интегрирующей аккумуляции культ чести заслуги служения стихия солидарности органическое восприятие государственности культ традиции
15)
аскеза политической силы суждения культ дисциплины, армия гетерономия, авторитет пафос закона, законности субординация, назначение государство есть учреждение [3, с. 617].
©
Шестакова АС, часть 1 205 Первые семь отличий И. А. Ильин выделял как главные, за которыми должен следовать анализ оставшихся. Анализ И. А. Ильина особенностей монархического правосознания включает в себя вопросы, связанные с монархической формой правления. Ранее изучение монархической формы власти всегда рассматривалось от идей государя, разделения властей и от законодательства, но лишь И. А. Ильин предпринял попытку исследовать монархическую форму правления путем олицетворения единичной личности. Олицетво- ряются не только высшая государственная власть в лице монарха, но и армия, народ, отечество. Монархическая власть олицетворяется на любом уровне управления конкретными людьми. Другая точка зрения была у Л. А. Тихомирова. Он полагал, что судьба различных форм верховной власти, кроме чувства, зависит от сознания. Политическая область – самая сознательная, подверженная влиянию рассуждения, развитию науки, – писал Л. А. Тихомиров. – Даже политические идеи, исходящие из другого психологического настроя, несоответствующие психологическому настроению данной нации, способны давить на рассудок, а через него и на политическое творчество. Поэтому формы верховной власти идут не только путем внутренней логики, но и под давлением многочисленных внешних явлений [7, с. 327]. Культ ранга, по И. А. Ильину, также исходит из религиозных представлений. Монархическое правосознание наделяет монарха высшим, после Бога, священным рангом, который обязывает царя обслуживать некие высшие, богочеловеческие свойства после своего духа. Понятие ранга – это признак качества. В рассуждениях И. А. Ильина о культе ранга существенное место занимает обоснование справедливости. Монархическое правосознание склонно считать, что справедливости больше в равенствах в правах и обязанностях не там, где господствует равенство всех и во всем, а там, где оно ощущает разнокачественное своеобразие людей ив силу этого говорит об их разных правах и привилегиях. Монархическое правосознание исходит из того, что люди неравны от природы между собой вследствие воспитания, способностей, наследственности, и потому справедливость требует различного подхода к ним оно остро реагирует на своеобразие людей и настаивает на индивидуальном подходе к человеку Там же. Признание человеческого ранга – это привлечение к государственному управлению наиболее достойных людей, создание элиты общества. Высший ранг принадлежит Богу. Ставя себя перед Богом, человек имеет возможность оценить степень собственного несовершенства. И. А. Ильин подчеркивает, что в жизни культ ранга обнаруживается, прежде всего, в семье, в школе, армии. Следует заметить, что чувство ранга не имеет пассивного характера. И. А. Ильин придает чувству ранга характер деятельный, стремящийся к постижению и достижению абсолютного и одновременно служению абсолютному как низшего по отношению к высшему. Монархическая форма правления представляет олицетворение семьи, отношение членов семьи к отцу, наиболее уважаемому человеку, к первому начальному монарху. Доверие, испытываемое к государю, естественным образом вытекает из вышеназванных свойств монархического правосознания. Доверие, слагаемое в любовь и верность, также имеет религиозную природу. И. А. Ильин особо останавливается на чувстве любви подданного к государю, а государя к подданными это неслучайно, поскольку любовь в христианстве краеугольный камень в вероучении. Персона монарха в монархической форме правления, поучению И. А. Ильина, занимает особое место. Монарх является предметом поклонения и благоговения, в монархической форме правления это проявляется намного больше, чем в других формах власти. Символическое отождествление монарха с народом не имеет аналогов при иных формах правления, поскольку лишь в монархии глава государства является не внешней силой, а собственной творческой энергией народа, сосредоточенной мощью целого в лице монарха. Об этом же писал Л. А. Тихомиров: Монархия является тогда, когда в нации наиболее сильно живёт целый, всеобъемлющий, нравственный идеал, приводящий к добровольному себе подчинению, а потому требующий для своего верховного господства не физической силы, не толкования, а просто наилучшего выражения, какое конечно способна дать отдельная личность как существо нравственное [6, с. 78]. В учении И. А. Ильина основное условие прочности монархического государства - это доверие подданных монарху. Чувство доверия не регламентировано, формально не закреплено и может внешне никак не выражаться. Оно именно чувствуется тем особым духовным актом, о котором так много писал И. А. Ильин. Монархия сильна там, где люди уверены, что монарх также, как и они сами, ставит себя и исходит в своих делах перед лицом Совершенства, то есть Бога. Единоверие в государстве выступает главным критерием доверия [4, с. 451-459]. Монархическому правосознанию свойственно, чтобы монарх не связывал себя в своей деятельности ка- кими-либо обязанностями ни перед людьми, ни перед учреждениями. Монарх может ввести конституцию, самоуправление, сенат, но все они должны быть подчинены ему в правовом порядке. В монархическом государстве существует особенное сочетание прав и обязанностей, не встречающееся при других формах власти. Сущность прав и обязанностей вытекает, прежде всего, из социальной роли монарха. Его власть составляет неправо, а обязанность, из-за которой они имеет верховные права. На подданного, связанного с монархом единством нравственного идеала, эта особенность распространяется в полной мере. Право необходимо для исполнения обязанностей. Монарх существует для страны, для её жителей, а не наоборот. Монарх, несоответствующий своему званию, должен встретить у своего подданного не слепое повиновение, а открытое неповиновение, которое призвано воспитывать монарха, указывать высоту монархического правосознания.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница